+7 (495) 380-00-55

Специалисты НТЦ «Кама» разработали линейку боестойких колес для бронемобилей

«4 точки» уже сообщали о том, что на проходившем в августе этого года III Международном военно-техническом форуме «Армия-2017» ООО «Научно-технический центр «Кама» представило разработанные его специалистами боестойкие колеса для новой десантируемой бронемашины К-4386 «Тайфун-ВДВ». По мнению известного военного журналиста Александра Привалова, это настоящий прорыв в этой области.


фото www.rusarmyexpo.ru

«Все намного интереснее: создана не одна, а целое семейство боестойких шин, - прокомментировал новость на страницах деловой электронной газеты Татарстана «БИЗНЕС Online» новость военный эксперт. - А если говорить более точно, то речь идет о боестойких колесах, в конструкции которых использованы боестойкие шины». Боестойкими нижнекамские колеса делает установленное внутри них распорное резинометаллическое кольцо, которое в случае потери давления в шине не дает автомобилю сесть на диски. Это необходимо для того, чтобы экипаж выполнил задачу, вышел из зоны обстрела и доехал до места назначения, на одной или на всех спущенных шинах, по дороге любой сложности.


В России таких шин и колес раньше не делали. «Проблему разработки боестойких шин поднимали еще в 1990-х, но реально что-то начали делать только в нулевых, - рассказывает Александр Привалов. - Но после октября 2008 года все разработки по линии главного автобронетанкового управления были остановлены. Ставку сделали на импорт. Например, все «Тайфуны-К» 6х6, которые КАМАЗ поставил военным, оснащены французскими колесами и, соответственно, импортными шинами. Фактически во времена Сердюкова произошел серьезный откат назад. Вряд ли в НТЦ «Кама» в те худшие времена полностью остановили разработки, но то, что они были существенно замедлены, очевидно. И как только стало понятно, что нужны отечественные боестойкие шины, разработчики предложили реальную конструкцию. Можно констатировать: в России впервые выполнены разработки, которые позволили осуществить серийное производство боестойких колес».


фото www.business-gazeta.ru

В 2012 году Минобороны и производители военной автомобильной техники обратились к шинным компаниям с предложением разработать боестойкие колеса. По словам главного конструктора НТЦ «Кама» Марата Хафизова, на призыв откликнулся только нижнекамский научно-технический центр. «Военные и автомобилестроители указали, что современные образцы колесной техники обладают повышенными техническими требованиями, а нынешние шины их не обеспечивают, - говорит Хафизов. - У нас были инициативные разработки, которые финансировались «Татнефтью» в рамках наших текущих работ. Тогда была техническая возможность изготовления шины только одного размера, тем не менее, в ходе ее разработки мы получили кое-какие знания, опыт, и потом решили взяться за другие размеры, но уже при поддержке руководства «Татнефти». Без этого проект бы не состоялся, поскольку не было технической возможности изготовления этих шин. Такими колесами занимались многие еще в советские времена, но к серии в том исполнении, которое делаем мы сейчас, никто не подошел. Конечно, мы опирались на опыт коллег, но есть и свои изобретения, которые патентуем».


фото www.business-gazeta.ru

Военным было нужно колесо в сборе: диск, боевая вставка, шина и гель, снижающий трение при пробое. По словам главного конструктора НТЦ «Кама», иностранные конкуренты из Франции, Англии и Турции производят только вставки, клапаны и системы подкачки, используя стандартные шины от Michelin, Goodyear и Pirelli. У колес, разработанных НТЦ «Кама», покупной только диск. «С этим проблемы, - сетует Хафизов. - Да, есть партнерские отношения с Челябинским кузнечно-прессовым заводом, но пока не все хорошо получается». А выбирать, по словам конструктора, особо не из чего: рынок колесных дисков для грузовиков в России неразвит, поскольку они, в отличие от шин, служат долго, как правило, в течение всего срока эксплуатации машины.


В настоящий момент созданы колеса трех размеров, закрывающих большую часть потребностей Минобороны. На выставке «Армия-2017» в них были «обуты» все семейства отечественных защищенных автомобилей, и «Мустанги», и «Торнадо», и «Тайфуны-К». Хафизов не сомневается, что разработка пойдет в серию, предприятие уже почти модернизировалось под нее. Сегодня идут испытания колес для бронеавтомобиля «ГАЗ-2330» «Тигр». О результатах тестов уже докладывали на совещании военно-промышленной комиссии.


фото www.business-gazeta.ru

Пока идут испытания, на закупленном под проект дорогостоящем оборудовании в НТЦ наладили выпуск линейки гражданских шин больших размеров для грузовиков повышенной проходимости, которые в России больше никто не производит.


Создание боестойких колес - реальный результат импортозамещения. Коллектив НТЦ «Кама» реальными делами доказал, что он может делать то, что нужно России. У НТЦ есть и другие интересные разработки. Например, по теме «Кортеж», которую ведет государственный научный центр РФ ФГУП «Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт» и курирует Минпромторг РФ. Итогом станет создание боестойких колес для лимузина и машин сопровождения первых лиц страны.


фото www.business-gazeta.ru

Однако это будут совершенно иные колеса, так как президентский лимузин предназначен для дорог с твердым покрытием. То же самое по автомобилям сопровождения «Кортеж». Чтобы следовать за лимузином на предельных скоростях, они должны обладать соответствующими скоростными и иными характеристиками. Это машины не для передвижения по серьезной грязи, а «паркетники», значит, и шины, и колеса для них нужны не такие, как для военной техники. Значит, нужно создавать совершенно новую линейку боестойких колес с другими скоростными параметрами. И это новая серьезная задача для шинников НТЦ «Кама».