+7 (495) 380-00-55

«Нижнекамскшина» впервые за последние 4 года увеличила выпуск шин

Крупнейший в России производитель шин ПАО «Нижнекамскшина» после нескольких лет депрессии начала преодолевать стагнацию. В первом полугодии 2017 года компании, входящей в шинный комплекс группы «Татнефть», впервые с 2013 года удалось увеличить производство шин, а заодно и другие показатели, сообщает интернет-газета деловых новостей и отраслевой аналитики «Реальное время». По собственным оценкам, в натуральном выражении компания выросла больше, чем рынок. За 6 месяцев этого года, как видно из опубликованного ею квартального отчета, «Нижнекамскшина» заработала почти столько же, сколько за весь предыдущий. Однако пик прибыли все равно остался в 2015 году.


фото realnoevremya.ru

Около 95 процентов выручки «Нижнекамскшине» традиционно дают продажи шин. Во II квартале и в целом за полугодие они выросли. По итогам января - июня выручка от продаж увеличилась на 11,1 процента и составила 7,85 миллиарда рублей, против 7,07 миллиарда за шесть месяцев 2016 года. Производство самих шин тоже восстанавливается. В апреле - июне «Нижнекамскшина» выпустила продукции на 5,4 процента больше, чем в том же периоде прошлого года. При этом весь российский рынок шин в натуральном выражении, по данным «Нижнекамскшины», вырос чуть меньше - всего на 4,2 процента, за отчетный период было выпущено 7,12 миллиона шин.


Рост объемов выпуска помог татарстанскому производителю увеличить свою долю на российском рынке шин. Сама «Нижнекамскшина» теперь оценивает ее в 32,3 процента. Удельный вес некоторых других производителей, наоборот, снизился. Так, компания Cordiant во II квартале снизила свою долю с 32 до 30,9 процента.


фото realnoevremya.ru

По оценкам Cordiant, российская шинная отрасль падала с самого начала кризиса в 2013 году. В прошлом году продажи легковых и грузовых шин упали на 2,6 процента. Долгое время шинный рынок угнетала общая ситуация в экономике, в частности, сокращение спроса на автомобили. По словам экспертов, падение наблюдалось как по легковым машинам (из-за снижения реальных доходов граждан), так и в сегменте коммерческого транспорта (в основном из-за спада в строительстве).


У самой «Нижнекамскшины» производство начало падать в том же 2013 году, и все это время падение продолжалось. Исключением стал лишь 2015 год, но и тогда компания выпустила на 1 миллион шин меньше, чем в 2012-м. В конце 2016 года «Нижнекамскшина», до этого поставлявшая шины Kama Euro для комплектации новых автомобилей Lada Kalina и Lada Vesta, не продлила на очередной срок контракт с АвтоВАЗом. По словам гендиректора «Татнефти» Наиля Маганова, автомобильный концерн поставил шинников в заведомо невыгодное положение, заложив в «формулу цены» такие условия, которые могли грозить ее понижением.


фото realnoevremya.ru

По данным Росстата, производство резиновых изделий в стране в январе - июне выросло на 10 процентов. Свой вклад в это внесли и производители шин, говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Причин улучшения ситуации в отрасли может быть несколько. Во-первых, за полугодие было продано больше новых автомобилей, а значит, потребовалось больше шин. Во-вторых, частично улучшилось положение некоторых потребителей, и они стали покупать новые шины. В-третьих, автовладельцы стали более ответственно относиться к безопасности, что тоже увеличивает спрос на шины.


Год назад «Нижнекамскшина», судя по отчету, работала практически в ноль - продажи еле покрывали себестоимость, 56 процентов которой занимают затраты на сырье и материалы. В этом году по итогам первого полугодия соотношение выручка/себестоимость выросло на 2,9 процента. Впрочем, и сейчас выручка превышает затраты только на 3,5 процента. Чистая прибыль компании по итогам 6 месяцев составила 33,3 миллиона рублей, увеличившись чуть более чем на 57 процентов. Это почти столько же, сколько было заработано за весь 2016 год.


фото realnoevremya.ru

По словам Дмитрия Баранова, в шинной промышленности есть тенденция к повышению цен. «Это может быть вызвано не только увеличением цен на сырье, но и на прочие товары и услуги, которые используют производители», - считает эксперт.


Несмотря на рост операционных показателей сама «Нижнекамскшина» подешевела. С конца 2016 года по 30 июня 2017-го капитализация снизилась на 1,8 процента, составив 685 миллионов рублей. Аналитик «Алор Брокер» Сергей Королев считает, что на рыночную стоимость может давить низкая прибыль. Она скачет несколько лет подряд, но до сих пор не вернулась на уровень 2015 года, в котором «Нижнекамскшина» получила максимум прибыли за несколько лет - 226 миллионов рублей.


Производители шин часто делают акцент на увеличении объемов производства и отгружают продукцию автопроизводителям и крупным компаниям почти по себестоимости либо с минимальной наценкой. Делается это в надежде, что в следующий раз покупатель приобретет шины той же марки. «Подобные заказы могут обеспечить оборот, но не прибыль, - отмечает Королев. - А инвесторы хотят увидеть не столько рекордную долю, сколько рекордную - или хотя бы понемногу, но стабильно растущую прибыль».


фото realnoevremya.ru

На сегодняшний день капитализация «Нижнекамскшины» восстановилась. В конце января правительство Татарстана включило миноритарный пакет компании в план приватизации. Эта новость очень порадовала инвесторов, ввиду чего акции выросли на 20 процентов до 13,8 рубля. К июлю цена постепенно упала до 9,85 рубля, сейчас же снова восстановилась до 12,85 рубля. На вчерашний день капитализация «Нижнекамскшины» оценивалась в 0,82 миллиарда рублей.