+7 (495) 380-00-55

Ученые ИГХТУ работают над проблемой утилизации покрышек

По расчетам ученых Ивановского химуниверситета, каждый год в области скапливается несколько тысяч тонн использованных автомобильных шин. При этом количество транспорта, а значит и старой резины, постоянно растет, что, конечно, ухудшает экологическую обстановку в регионе. Между тем выработавшие свой срок шины - ценный материал, который можно переработать. Этим и занимаются в научно-производственной лаборатории «Технология переработки резины» ИГХТУ, сообщает «Ивановская газета».

«Резиновые смеси, из которых делают автошины - материал очень дорогой, - поясняет заведующий научно-производственной лабораторией Сергей Комаров. - Такая резина долговечна, она обладает высокой износостойкостью. Но, когда шины отслужат свое, автомобилисты, не задумываясь, их выбрасывают. В лучшем случае - на свалку, в худшем - вывозят куда-нибудь в лес, загрязняя природу. А ведь такие отходы очень опасны. За пределами города часто встречаются их несанкционированные свалки. При горении шины источают едкий дым и неприятный запах, в этих свалках находят себе приют мыши и крысы. Да что далеко ходить: когда чистили русло Уводи, оттуда доставали десятки старых шин. А они ведь практически не разлагаются».

По мнению ученого, всё это происходит из-за того, что на сегодняшний день не налажена система сбора и переработки шин. Идеальной была бы система, при которой владельцы автотранспорта были обязаны сдавать старые шины в определенные пункты утилизации, и только потом им бы разрешалось приобретать новую резину

Свою лабораторию Сергей Комаров создал еще в 1995 году. За это время было разработано и изготовлено уникальное сепарационное оборудование по переработке старых шин, получено около десятка патентов. Производственный участок лаборатории по изготовлению резинотехнических изделий расположен в ИГХТУ. Вообще, это нечто уникальное  - совмещать производство и научную работу. Студенты и аспиранты здесь не только пишут дипломы и диссертации, но и подрабатывают на рабочих местах, поскольку их продукция востребована рядом машиностроительных заводов. Отсюда поставляется более 150 наименований продукции: различные манжеты, уплотнители и так далее. Оборудование и технологии ивановских ученых внедрены, в частности, на заводе по переработке шин в Ульяновске.

Разработанный ивановскими учеными метод переработки шин безотходен и экологически чист. Нет выбросов в воздух, вода движется по замкнутому циклу. Сначала на специальном станке шины разрезают на узкие ленты, одновременно извлекая оттуда металлическую проволоку. Затем полученные ленты измельчают на маленькие заготовки - «чипсы», которые далее дробят до образования резиновой крошки с размерами частиц от 0,1 до 4 миллиметров.

Побочные продукты переработки автомобильных шин - текстильный корд и металлокорд тоже можно использовать. Первый - в качестве утеплителя, второй сдается в переработку для последующего использования металла.

При производстве изделий резиновую крошку вулканизуют со связующим в специальных термических формах. Для улучшения свойств изделий при спекании их уплотняют под давлением.

Несмотря на то что основные заказчики лаборатории - достаточно крупные предприятия, в последнее время объемы их производств несколько снизились. Это не могло не отразиться на интенсивности работы в лаборатории ИГХТУ. Тем не менее здесь была разработана технология изготовления конкурентоспособных травмобезопасных резиновых плит для детских и спортивных площадок (не­давно изготовлена первая их промышленная партия). Эта разработка оказалась востребованной: такими плитами уже оборудована игровая площадка в недавно открывшемся в облцентре детском саду. На резиновом покрытии детишкам очень удобно играть, при падениях удары почти не ощущаются. Сотрудники лаборатории надеются, что скоро такие напольные покрытия появятся не только в других детских садах, но и на спортивных площадках города и области.

«Площадку из резиновых плит мы установили в начале осени. Ее общая площадь - более 90 квадратных метров, -рассказывает заведующая детским садом Наталья Марычева. - По жесткости плиты близки к асфальтовому покрытию, и в то же время при падении ребенок не получает ни ушибов, ни ссадин. Площадка мобильная - квадраты из резины можно в любой момент перенести в другое место. И всё же для безопасности детей мы перестраховались - попросили сотрудников лаборатории установить плиты на цементную площадку и склеить их между собой. Площадку используем и сейчас, в условиях ранней зимы, очищаем от снега. Кстати, резиновая поверхность не скользкая, что тоже большой плюс. Посмотрим, как выдержат плиты зимний сезон».

В планах Сергея Комарова - организовать завод по переработке шин, использующий современное, в том числе разработанное возглавляемой им лабораторией, оборудование и технологии. На это требуются денежные вложения, но, по оценкам ученых, затраты на создание такого завода окупаются в течение 1-1,5 года.

«Я думаю, что рано или поздно мы всё равно придем к пониманию необходимости строительства такого современного завода по переработке шин. На данный момент проблема их утилизации и переработки не вышла на первый план, но она еще напомнит о себе, и наши разработки будут реализованы в полной мере», - уверен Сергей Комаров.