+7 (495) 380-00-55

Будут ли «Пирелли» и «Роснефть» производить каучук в Армении

В минувшую пятницу, 11 июля, «Роснефть» объявила о завершении сделки по покупке акций знаменитой итальянской компании «Пирелли» - одного из крупнейших в мире производителей шин. Одновременно в совет директоров «Пирелли» вошел глава российской компании Игорь Сечин. Таким образом, сделка по приобретению 50%-ой доли в капитале Camfin S.p.A. - холдинговой компании, владеющей 26,19% акций Pirelli & C. S.p.A. - закрыта, поясняется в сообщении ОАО «НК «Роснефть». Доля приобретена у консорциума в составе банков Unicredit и Intesa, фонда Clessidra. Стоимость сделки - более 500 млн евро плюс 250 млн евро долговых обязательств Pirelli. На фоне этих сообщений газета «Голос Армении» решила выяснить дальнейшую судьбу ереванского завода «Наирит» - единственного производителя хлоропренового каучука в СНГ, бездействующего с 2010 года.

Напомним, что меморандум о взаимопонимании относительно создания в Армении совместного производства бутадиен-стирольного каучука был подписан 25 декабря 2013 года в присутствии президента Армении Сержа Саргсяна. А до того, еще осенью, «Наирит» посетили представители «Роснефти» и «Пирелли». Далее при встрече президента и председателя правления «Роснефти» Игоря Сечина с председателем совета директоров и управляющим директором Pirelli Марко Тронкетти Провера сообщалось, что стороны намерены осуществлять совместные маркетинговые проекты, одним из которых и являлось сотрудничество в Армении по химзаводу «Наирит», для чего должен быть осуществлен анализ инвестиционных возможностей и определение возможных направлений сотрудничества. Окончательное решение о производстве каучука в Армении будет принято по итогам пред-ТЭО (технико-экономическое обоснование), подготовкой которого заняты «Роснефть», «Пирелли» и армянское ЗАО «Ойл-Техно».

После этого ничего конкретного не сообщалось, что некоторыми расценивается как провал проекта с «Наиритом», хотя более вероятно, что вышеупомянутый документ, на основе которого и должно быть принято решение, просто еще не готов. Известную осторожность в плане высказываний о судьбе проекта, которую демонстрируют как премьер-министр, так и министр энергетики и природных ресурсов Армении, скептики и оптимисты также трактуют в пользу своих версий. Причем премьер-министр на своей встрече 10 июля с.г. с протестующими против невыплаты зарплаты наиритовцами обещал повторно принять их в конце августа и представить результаты некоего исследования правительства о положении на заводе и мерах по выходу из сложившейся ситуации. Насколько это исследование и готовящееся пред-ТЭО связаны друг с другом, сказать трудно, однако утверждения о провале проекта «Роснефти» в Армении, связанного с производством каучука, на нынешнем этапе выглядят несколько легкомысленными и поспешными. 

Кстати, в конце февраля этого года информация о том, что  «Роснефть» отказалась от своей идеи, была официально опровергнута Министерством энергетики и природных ресурсов Армении. То, что этот вопрос пока не закрыт (в ту или иную сторону), свидетельствует и недавнее сообщение о том, что 11 июля сего года на встрече глав правительств России и Армении в Сочи в числе прочих рассматривался также вопрос, связанный с инвестиционными программами «Роснефти» в Армении. Напомним, что в данном случае речь могла идти не только о каучуке, но и о вхождении «Роснефти» в Армению в качестве нефтетрейдера, развертывании в нашей стране своей сети АЗС (на которых, кстати, предполагается организовать и торговлю шинами Pirelli): тем более что ввоз нефтепродуктов в Армению освобожден от российской экспортной пошлины. Но…вернемся к «Наириту». 

В свое время уверенность скептикам в подтверждении своей версии добавила новость о заключении между «Роснефтью» и «Пирелли» соглашения о сотрудничестве в производстве и поставках синтетического каучука в Приморье (Находка). Того самого высокотехнологичного, инновационного каучука, который применяется при изготовлении «зеленых», то есть экологичных, шин Pirelli (они снижают потребление топлива автомобилями и улучшают сцепление с дорогой) и который компании должны были производить в Армении. Из этого некоторыми экспертами был сделан незамедлительный вывод о том, что этот дальневосточный проект «Роснефти» и «Пирелли» вытеснил планы по Армении. Однако тут вряд ли стоит торопиться с умозаключениями. И вот почему.

Синергетический интерес «Роснефти» и «Пирелли» к созданию современного нефтехимического производства в Армении имеет свой смысл и свою логику, и вряд ли стоит рассматривать проект в Находке как альтернативу армянскому. Во-первых, строительство завода по производству бутадиен-стирольного каучука в Приморье рассматривается в рамках проекта нефтехимического кластера, связанного с Восточной нефтехимической компанией, а поставки синтетического каучука предусматриваются в первую очередь на шинные предприятия «Пирелли» в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Тут следует заметить, что Pirelli по объему продаж автомобильных шин занимает 5-е место в мире и владеет 22 заводами по производству шин на 4 континентах. Компания имеет филиалы в 160 странах, в ней работают 30 тыс. сотрудников. Кстати, в рамках своей международной стратегии Pirelli приобрела два завода - в Воронеже и Кирове, где созданы СП по производству шин. И если мельком взглянуть на карту, то станет понятно, что каучук хотя бы только для названных двух заводов сподручнее везти из близкой к ним Армении, нежели с Дальнего Востока. Уже не говоря о том, что строительство с нуля завода в Находке потребует намного больше лет, чем в Армении, где есть база «Наирита», квалифицированные кадры, опыт и навыки эксплуатации, в том числе и печальные. Аварии тоже учат…

К тому же не грех напомнить, что еще в конце прошлого года, когда «Роснефть» только начала всерьез рассматривать возможности совместного с «Пирелли» производства специального каучука для изготовления шин на территории Армении, компаниями было однозначно заявлено о возможности тиражирования подобного производства в Дальневосточном регионе. А это лишний раз подтверждает, что судьба «Наирита» вряд ли связана с основанием завода в Находке: изначально оба проекта не исключали друг друга.

Предрекать «Наириту» непременный успех пока мало оснований, как, впрочем, и для противоположного вывода. Инвестпроект наверняка имеет свои проблемы - в частности, требует решения вопрос доставки в полублокадную Армению немалого количества взрывоопасного бутадиена (кстати, при наличии железной дороги из Ирана проблема была бы решена, так как это сырье производится и в соседней стране). Так что не стоит торопиться с преждевременными выводами. Скоро специалистами будет дан квалифицированный ответ: быть ли в Армении производству каучука или нет?..