+7 (495) 380-00-55

Российская АПШ дала оценку принятому Госдумой закону об утилизации отходов

Государственная Дума России приняла поправки в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», который обязует производителей и импортеров утилизировать использованные потребителями товары. Активное участие в работе над законопроектом принимали  члены российской Ассоциации производителей шин (АПШ).

Члены АПШ убеждены в необходимости организации в России системы утилизации шин по модели самостоятельного обеспечения производителями и импортерами  через создание объединения. Эта система хорошо зарекомендовала себя в различных  странах мира - при ее реализации доля переработанных шин за несколько лет возрастала в два раза. Однако реализация данной модели в России будет зависеть от многих факторов. В частности от  того, насколько реалистичные для исполнения нормативы утилизации покрышек будут установлены. Согласно экспертным оценкам, ежегодно в России образуется около 1 млн тонн изношенных шин, из которых собирается и перерабатывается около 90 тыс. тонн, т.е. менее 10%, а суммарная потребность в продуктах из переработанных покрышек не превышает 50% общей массы перерабатываемых шин.

 «С учетом текущих реалий в сфере переработки, первоначальный норматив утилизации по шинам должен устанавливаться на уровне 10-15% от количества выпущенных в обращение шин», - отмечает исполнительный директор Ассоциации производителей шин Надежда Чурмеева.

Главным недостатком принятого закона члены АПШ считают перенос сроков вступления нового регулирования с 1 января 2016 года на 1 января 2015 года. По их мнению, потребуется не менее одного года переходного периода для проведения подготовительных аналитических и практических шагов, необходимых для реализации положений закона. Также потребуется принятие предусмотренных законом нормативных правовых актов по самостоятельной утилизации, нормативам, экологическому сбору и другим вопросам. Производители и импортеры шин должны подготовиться к самостоятельному исполнению своей обязанности. В частности, скоординировать свои действия по созданию отраслевого объединения, установить договорные отношения с операторами по обращению с отходами, организовать пункты приема и временного хранения изношенных шин, разработать и принять единые правила приема шин и т.д. Безусловно, поставленные перед необходимостью осуществления всех указанных мероприятий в столь сжатые сроки, представители шинной индустрии оказываются в очень сложной ситуации.

Напомним, работа над законопроектом, целью которого является реформирование системы утилизации отходов производства и потребления в России и создании экономических стимулов по вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичных материальных ресурсов, велась с 2011 года. Российская Ассоциация производителей шин является некоммерческой организацией, которая объединяет компании, имеющие производство шин и осуществляющие продажу и дистрибуцию своей продукции на территории России, и защищает их общие интересы. В число членов АПШ входят такие компании, как Bridgestone, Continental, Goodyear, Michelin, Nokian Tyres, Pirelli.