+7 (495) 380-00-55

Шум шин позволит следить за дорожным траффиком

Докторант Швейцарской политехнической школы в Лозанне (EPFL) Патрик Мармароли разработал стереоскопический микрофон, способный оценить по звуку катящихся по асфальту шин интенсивность дорожного движения, сообщает «Компьюлента».

Система проста до неприличия: два микрофона, устанавливаемые на точно заданной дистанции друг от друга, и ПК, а в перспективе - небольшой встроенный компьютер, использующий сложный алгоритм анализа звуков.

«В первых испытаниях участвовал ПК, но в будущем мы применим менее габаритную систему», - поясняет Патрик Мармароли. Зона внимания микрофонов - всего четыре метра, перпендикулярные направлению движения по шоссе. Каждое транспортное средство на дороге опознаётся и отслеживается в реальном времени, с оценкой его скорости. Установка может определить колёсную базу средства, что позволяет сделать выводы о его общих размерах. Правда, ошибка пока достигает 30 см, но это не так уж много: вы можете спутать, скажем, «Калину» с «буханкой», но никак не «Икарус» с микроавтобусом.

В итоге центр регулирования городским движением может не просто выяснить загруженность тех или иных трасс, но и определить долю грузовиков или автобусов в такой загрузке, а также оперативно принять соответствующие меры.

Чтобы отфильтровать сторонние шумы, установка использует отслеживание звуков, сходных с заложенными в память компьютера образцами, что позволяет ей не путать пешеходов и звук отбойных молотков с транспортом. Если пара микрофонов начала отслеживать один автомобиль, движущийся на 80 км/ч в одну сторону, то появление другого идентичного шума (встречное авто) на том же участке шириной в четыре метра не собьёт её с толку: прибор сделает предположение, что первое авто не могло развернуться сразу за зоной прослушивания и тут же разогнаться до 80 км/ч.

Так выглядит анализ городского трафика сегодня. В схеме г-на Мармароли использовался один ноутбук и два микрофона на одной стойке. (Фото CITRAC.)


Преимущества системы расписывать не надо: в ней нет камер, радаров, дата-центра, ей не нужны операторы. Она проста в установке, её работа не осложняется плохой видимостью; наконец, она несравнимо дешевле аналогов. Два швейцарских города уже выказали интерес к покупке таких систем; они же участвуют в переговорах о финансировании их производства.

Докторская диссертация на рассмотренную тему будет защищаться европейским исследователем 15 февраля 2013 года.