+7 (495) 380-00-55

Российский рынок шин вступил в фазу замедления роста

Замедление экономического развития России в 1-м полугодии 2013 года, напрямую зависимого от роста ВВП (составил 1,4% в годовом выражении), стагнации промышленного производства, снижения инвестиционной активности, спада в области чистого экспорта, отразилось и на динамике шинного рынка, сообщается в аналитическом отчете шинного холдинга «Кордиант». По итогам 1-го полугодия российский шинный рынок оценивается в 31,4 млн штук, что на 2% ниже уровня аналогичного периода 2012 года.

Необходимо отметить, что существенные коррективы в динамику рынка внесли сформированные складские остатки в условиях снижения покупательского спроса, отмечаемые как ведущими мировыми производителями, так и основными российскими дистрибьюторами. Объемы складских остатков на 1-е полугодие 2013 года оцениваются экспертами в размере 10% рынка.

При этом, несмотря на отрицательную динамику по итогам 1-го полугодия 2013 года, в долгосрочной перспективе шинный рынок России остается одним из самых привлекательных, о чем свидетельствует интерес к нему ведущих мировых производителей и активное развитие их производственных мощностей на территории страны.

Производство

Производственные показатели российского шинного рынка по итогам 1-го полугодия 2013 года демонстрируют увеличение на 3% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года.

Увеличение производства произошло, в основном, за счет иностранных производителей Pirelli (+9%), Nokian (+8%), Michelin (+4%). Российские шинные производители «Алтайский шинный комбинат» и шинная группа «Татнефть» увеличили выпуск шин на 4% и 1%, соответственно.

«Кордиант» снизил выпуск шин на 12%, что связано со стратегией холдинга по развитию брендированной продукции и выводом из продуктового портфеля морально устаревшей продукции нижнего ценового сегмента (модели Я-400, Я-512, Я-380, Я-458, Я-650, Я-660, Я-471, Я-569, Я-457, Я-435). В дальнейшем компания намерена укреплять свои позиции в среднем ценовом сегменте не только наращивая объемы производства продукции, но и за счет развития продуктовых линеек брендов Cordiant и Tyrex.

Импорт шин

Впервые за продолжительное время импорт по итогам 1-го полугодия 2013 года продемонстрировал отрицательный результат - объемы ввезенной продукции сократились на 11%.

При этом сокращение произошло за счет снижения ввоза легковых шин (-9%), что связано, в первую очередь, с увеличением мощностей локализованных производств ведущих мировых брендов: финская Nokian запустила новую производственную линию (компания анонсирует запуск еще одной линии до конца текущего года), а японская Yokohama постепенно выходит на полную загрузку производственных мощностей по легковым шинам.

По-прежнему растет импорт из Китая (+37%), Южной Кореи (+18%), Сербии (+35%), Словакии (в 3 раза). При этом доля Китая и Южной Кореи в структуре импорта существенно выросла - 33% по итогам 1-го полугодия 2013 года против 25% за аналогичный период 2012 года. Ежеквартально наращивают объемы импорта такие компании, как Kumho, Maxxis, Triangle, Hangzhou Zhongce Rubber. Отмечается рост импорта за счет брендов второго эшелона Michelin и Continental. Стоит отдельно выделить компанию Dunlop, которая на протяжении последних 4-х лет постоянно наращивала объемы ввозимой продукции. По итогам 1-го полугодия 2013 года компания существенно сократила импорт - на 60%, по сравнению с аналогичным периодом 2012 года.

На конец 1-го полугодия 2013 года доля импортной продукции на российском шинном рынке составляет более 45%. Вступление России в ВТО, и, как следствие, постепенное снижение таможенных пошлин к 2017 году заметно отразится на рынке шин. Существует вероятность роста импорта шин из стран Юго-Восточной Азии. Учитывая, что снижение пошлин приведет к удешевлению цены продукции на территории России, а торговые марки из стран Азии являются на сегодняшний день прямыми конкурентами российских брендов, конкуренция на рынке значительно усилится.

При этом после запуска производства на калужской площадке Continental, выхода на максимальную загрузку мощностей Nokian и Yokohama, а также строительства завода Bridgestone, объемы импорта в Россию ведущих мировых игроков существенно сократятся.

Развитие конкуренции

Уже сейчас наблюдается острая конкуренция в первой десятке игроков российского рынка - по итогам 1-го полугодия 2013 года укрепили свои позиции Michelin (+1%) и Kumho (+1%), а Dunlop, напротив, в результате существенного сокращения импорта, потеряла свои позиции – -3 п.п. В результате увеличения производства, нарастили долю на рынке Nokian (+2%), Pirelli (+2%) и Yokohama (+1%). У российских производителей «Кордиант» и шинной группы «Татнефть» доля снизилась на 2% и 1%, соответственно.

Лидером шинного рынка по итогам 6 месяцев 2013 года является шинная группа «Татнефть» с долей 18%. На второе место поднялась финская Nokian (12%), вытеснив на 3-ю строчку «Кордиант» (11%). Как упоминалось выше, южно-корейская Kumho активно завоевывает российский рынок, потеснив в рейтинге такие именитые компании как Bridgestone и Continental.

В разрезе групп произошли небольшие структурные изменения: сократилась доля легковых шин (-1%) и увеличилась доля легкогрузовых (+1%) и OTR шин (+1%).

Сокращение доли легковых шин объясняется затоваренностью складов, что приводит к корректировке не только объемов ввоза-вывоза продукции, но и влияет на качественную структуру рынка.

Несмотря на высокий уровень остатков по всему миру, по итогам 1-го полугодия 2013 года мировые шинные компании объявили об увеличении выручки. Как отмечают производители, на мировых рынках наметились признаки стабилизации объемов продаж в наиболее проблемных регионах мира (Европа, Северная Америка). Положительная динамика основных финансовых показателей мировых шинных компаний во многом связана с продолжающейся тенденцией к снижению цен на натуральный и синтетический каучук. Прогнозируется, что по итогам 2013 года спрос на натуральный и синтетический каучук останется на уровне 2012 года (рост на 0,8%). А в последующие 5 лет аналитиками ожидается рост общемирового спроса на каучук до 5% (с пиком в 2014 году). В целом, согласно ожиданиям аналитиков и самих компаний-производителей, на мировом шинном рынке ожидаются стабилизация и постепенный рост показателей, начиная с 2014 года.

Что касается шинного рынка России, то, по оценкам аналитиков «Кордиант», по итогам 2013 года рынок может сократиться до 3% и составить 59,6 млн штук. При этом до 2020 года, согласно прогнозу, рынок будет развиваться с положительной динамикой и расти в среднем на 2% в год. Драйверами роста станут увеличение и качественное изменение парка транспортных средств, рост покупательской способности населения, реализация крупных проектов и правительственных программ на территории страны, активное развитие предпринимательства.

Рынок легковых автомобилей России

На российском рынке легковых автомобилей также отмечается замедление роста. По оценкам экспертов, в 2013 году рынок может сократиться на 5%. Однако ситуация может улучшиться во второй половине 2013 года в связи с запуском 1 июля с.г. программы государственной поддержки льготного автокредитования, которая призвана увеличить и стабилизировать объемы производства и продаж автомобилей в России.

Перспективы развития

Сокращение спроса и усиление конкуренции на рынке вынуждают основных игроков шинного рынка пересматривать стратегии и более тесно работать с каналами дистрибуции. На фоне избыточного предложения и идентичной ценовой политики производителей важным аргументом в пользу выбора того или иного бренда становится не только цена и его узнаваемость, но и сервисное обслуживание.