+7 (495) 380-00-55

Найджел Робак: «Все сходят с ума из-за повышенного износа резины»

Сразу несколько авторитетных специалистов Формулы-1  практически одновременно высказались о ситуации с шинами Pirelli, сложившейся в Чемпионате мира 2013 года. В частности, босс Ferrari Стефано Доменикали в интервью Motorsport-total заявил, что выступления команды в Чемпионате-2013 будут зависеть от понимания особенностей резины Pirelli не меньше, чем от темпов модернизации машины.

«Команда намерена продолжать процесс модернизации машины до тех пор, пока это будет давать эффект, - говорит Доменикали. -  Для того чтобы двигаться вперед, необходимо понимать истинную скорость машины, а это довольно сложно сделать из-за особенностей резины. Поэтому работа с шинами станет ключевым фактором».

Экс-чемпион мира Жак Вильнев присоединился к числу критиков  Pirelli. В интервью французскому журналу AutoHebdo он довольно резко отозвался о новой резине Pirelli и предположил, что титул выиграет тот гонщик, кто сможет лучше остальных с ней справиться.

«Новая резина Pirelli совершенно испортила чемпионат - команды не могут полноценно работать на трассе, - считает канадец. - После пары кругов шины теряют эффективность и уже не держат трассу. Это четко видно на видеозаписи. Какие ощущения испытывают гонщики? Что они могут сказать своим инженерам?

Они вынуждены пилотировать машину с довольно мягкими настройками подвески, а когда шины теряют целостность, оптимизировать аэродинамику невозможно. Когда куски резины отлетают после 70 кругов напряженной борьбы - это нормально, но когда это происходит после 10 кругов работы на пятничных свободных заездах - нет. Впрочем, так было задумано.

На данный момент эффективно работать с резиной может Lotus, особенно Кими Райкконен. Он идеально контролирует ее износ. Серьезные проблемы с шинами возникли у Mercedes и, что удивительно, у Red Bull Racing. Пилотам непросто контролировать машину и максимально выкладываться, стараясь при этом удержать резину в рабочем диапазоне температур.

Возможно, для этого нужно совсем немного: достаточно проезжать круги на одну десятую медленнее привычного темпа и как можно больше времени проводить на чистой трассе, а не в аэродинамическом мешке позади другой машины. Один или два круга, и температура шин падает. Тогда можно снова взвинтить темп. Легкое касание педали тормоза или газа, либо небольшой поворот руля могут сыграть решающую роль в том, удастся ли вам сохранить эффективность резины, или нет. Это не может не повлиять на время на круге.

Когда в чемпионате монополия на поставку резины, необязательно предпринимать особые усилия. Во времена двух или трех поставщиков резины, каждый из них стремился создать такие шины, которые были быстры на одном круге, но могли сохранять эффективность на гоночной дистанции, к тому же вели себя ясно и четко. Производители искали границы возможностей, и это было замечательно. Технология работы над резиной прогрессировала. Pirelli попросили создать шины, которые быстро теряют эффективность, но они не должны разрушаться за несколько кругов и отличаться нестабильностью поведения».

О том, что ситуация с шинами в Формуле-1 вышла за приемлемые рамки, весьма категорично выступил на страницах журнала Motorsport ветеран британской гоночной журналистики Найджел Робак: «Не знаю, как вы, но сценарий, по которому развивались события на Сепанге, однозначно навел меня на мысль о том, что ситуация с шинами, созданными «по спецзаказу», вышла за приемлемые рамки…

Периодически все складывается так, что в Формуле-1 остается один монопольный поставщик резины, и тогда он, выпуская свою продукцию, неизбежно применяет консервативный подход, и это продолжается до тех пор, пока не возвращается конкуренция. Гонщики в этой ситуации обычно жалуются на «деревянные шины», которые плохо держат трассу и практически не изнашиваются.

Когда в 2005-м году в Спа я брал интервью у Берни Экклстоуна, он заявил, что, по его мнению, в Формуле-1 должен остаться один поставщик резины.

«Думаю, если мы не примем такое решение, у нас будут проблемы», - сказал он, аргументировав это тем, что команды тратили колоссальные деньги на тесты, которые тогда еще не были ограничены, в основном проводя испытания шин.

В то время резину командам Формулы-1 поставляли две компании - Bridgestone и Michelin, но после того, как французских шинников фактически выдавили из чемпионата, все ездили на Bridgestone, пока японцы не предпочли свернуть свою программу в конце 2010-го года. И тогда был подписан контракт с Pirelli.

С тех пор, впервые в истории Формулы-1, команды используют резину, специально предназначенную для повышения зрелищности гонок. Другими словами, шины изначально разрабатывались таким образом, чтобы они быстрее изнашивались и были менее эффективными. Те, кто, как и я, воспитывались в классических гоночных традициях, категорически были бы против самой идеи преднамеренного снижения скоростей только ради того, чтобы публике было интереснее.

Все, в том числе и я, прекрасно помнят те скучные времена, когда безоговорочно доминировал Михаэль Шумахер, когда результат Гран-при был известен еще до того, как ты сел в самолет, чтобы лететь на гонку. Долгое время все обстоятельства складывались в пользу Михаэля: Жан Тодт, Росс Браун, Рори Бёрн, солидный бюджет, послушный напарник, неограниченные тесты и шины Bridgestone, специально разработанные для Ferrari. Шумахеру удалось превратить чемпионат мира в серию показательных выступлений и полностью переписать всю статистику рекордов, которые, возможно, так и не будут побиты - ничего подобного уже никогда не увидим.

Тем не менее, какими бы скучными ни были те гонки, они, безусловно, были настоящими: Шумахер и Ferrari постоянно выигрывали, потому что в большинстве случаев безукоризненно справлялись со своей работой. Побеждал лучший гонщик на лучшей машине, и, если честно, у соперников редко появлялся шанс навязать Михаэлю борьбу.

У меня складывается впечатление, что сейчас, ради того, чтобы усилить элементы шоу, Формула-1 ударилась в другую крайность. Команды используют шины, которые играют все более важную роль в сценарии каждого Гран-при, и в Малайзии это было более очевидно, чем когда-либо. Предвижу возражения, мол, все находятся в равном положении, однако, мне кажется, что сейчас, когда все сходят с ума из-за повышенного износа резины, гонщики, по признанию Марка Уэббера, выкладываются «примерно на 80%», а руководители команд более всего озабочены тем, чтобы машины просто дотянули до финиша.

В нормальных обстоятельствах такие понятия, как «Формула-1» и «ехать вполсилы» никогда не могли появиться вместе в одном предложении, но, по-моему, сейчас шины правят бал, влияя буквально на всё. Надо подчеркнуть, что обвинять Pirelli в этом нельзя, поскольку итальянские шинники получили заказ на такую резину и максимально буквально его исполнили.

Скорее, я готов предположить, что изначальный заказ был излишне радикальным, и на Сепанге это проявилось со всей очевидностью. Пока будет сохраняться ситуация, в которой гонщики, следуя инструкциям команды, должны просто дотянуть до финиша, не особо при этом выкладываясь, все чаще мы будем слышать о «приказах сверху», вроде тех, что проигнорировал Себастьян Феттель, и послушно выполнил Нико Росберг. В таком случае, до чего мы докатимся?..»