+7 (495) 380-00-55

Оборот рынка переработки покрышек может составить до 10 млрд рублей в год

Депутаты Госдумы во втором чтении рассмотрят законопроект о внесении изменений в ФЗ «Об отходах производства и потребления», сообщает Expert.ru. Среди прочих поправок в документе предусмотрена ответственность производителей и импортеров товаров массового спроса. После его принятия они будут отчислять 2% от оборота на переработку мусора. Поправки, в том числе, коснутся утилизации шин.

Переработчики уже потирают руки, ведь, по некоторым оценкам, оборот этого рынка может составить до 10 млрд рублей в год. Столько можно заработать, продавая резиновую крошку - основной продукт переработки. При этом подобного законопроекта ждали около 15 лет.

Тридцать лет назад (в 1983 году) на востоке США, загорелась свалка изношенных шин - облако черного едкого дыма накрыло площадь в 80 квадратных километров. Пожар длился девять месяцев. Через некоторое время новый шинный пожар пришлось тушить уже на западе страны. Потоки токсичных отходов залили все коммуникации и фермерские угодья. Остановить возгорание удалось за 30 дней.

Американцы урок усвоили. Незамедлительно в стране был принят закон, запрещающий складировать использованные покрышки. Вслед за США подобные законы были приняты в Европе, Японии и ряде других стран. Россия, в свою очередь, немного отстала от общей практики обращения с отработанным материалом.

В России ежегодно образуется более 1 млн тонн изношенных покрышек. При этом действующие заводы по их утилизации позволяют перерабатывать только до 100 тыс. тонн. Но даже они загружены не полностью. В итоге 95% отработанной резины попадает на свалки.

Теоретически в нашей стране действует закон об отходах производства и потребления, в том числе и шин. На практике его стараются соблюдать лишь промышленные предприятия - боятся штрафов. Рядовые автолюбители и рады бы сохранить природу, но приемный пункт найти нелегко. Да и за утилизацию придется заплатить - до 200 рублей за 15 килограммов.

Процесс обращения с использованными шинами состоит из нескольких этапов: это сбор, транспортировка, переработка и реализация вторсырья. В России проблемы на каждом из них. Реализация вторпродукта не покрывает затраты на оборудование, и сбор шин и их транспортировка к местам переработки - не окупаются.

Между тем утилизация шин может быть прибыльным делом: в одной тонне покрышек содержится около 700 килограммов каучука. Правда, для этого полезный компонент нужно извлечь. Есть два основных способа - химический, и при этом токсичный. И механический - с использованием режущего инструмента. Он гораздо популярнее и экологичнее, но довольно затратен. Есть еще новый способ, изобретенный российскими инженерами, - при помощи взрыва. Он только начинает внедряться в производства по всему миру, но уже обещает быть самым энергоэффективным.

Из шины в процессе переработки отделяются металлические и синтетические корды. Продуктом переработки является резиновая крошка. Области применения крошки довольно разнообразны: в машиностроении, химической, нефтяной промышленности и в быту. Это покрытия для шумо- и гидроизоляции, это железнодорожные шпалы и прокладки под рельсы, подошва для обуви, шланги и многое другое. Продукт переработки активно применяется в строительстве дорог.

Использование асфальта с резиновым модификатором в два раза увеличивает срок службы дорожного покрытия - за счет повышения упругости и стойкости к образованию трещин, в том числе при сезонных перепадах температур. Примером использования могут служить спортивные сооружения и детские игровые площадки.

Что, по мнению участников российского рынка, должно делать государство? Во-первых, принять закон об ответственности производителя - практика других стран показывает, что он самый действенный. Во-вторых, организовать пункты сбора, к примеру, ими могут стать шиномонтажные мастерские. Другой немаловажный момент - создать спрос на применение вторсырья. В прошлом году в Госдуму были внесены соответствующие поправки к закону об отходах производства и потребления.

Разложение резины может длиться несколько сотен лет. За это время покрышки могли бы пройти несколько циклов переработки. При правильной организации процесса экономическая выгода может быть колоссальной.