+7 (495) 380-00-55

Гран-при Бельгии F1 с точки зрения шин

После месячного летнего перерыва компания Pirelli возвращается на гоночные трассы Формулы-1 с жесткими шинами Pirelli PZero Silver (с серебристой маркировкой) и шинами Pirelli PZero White средней жесткости (с белой маркировкой), то есть с сочетанием, которое не использовалось со второго Гран-при сезона в Малайзии.

Однако условия на легендарной трассе Спа-Франкоршам будут несколько другими. Трасса протяженностью 7,004 километра является самой длинной в календаре, и это всего лишь один из факторов, который может привести к исключительно переменчивой погоде с высокой вероятностью выпадения осадков. Собственный микроклимат трассы в Спа обусловлен тем, что она расположена в холмистой местности Арденн, и очень часто бывает так, что на одной части трассы может идти дождь, а другая часть трассы при этом может быть полностью сухой.

Трасса известна высокой скоростью и скоростными поворотами. Она также подвергает большим нагрузкам шины, которым приходится выдерживать исключительно высокие продольные и поперечные усилия, возникающие в результате чудовищного сжатия, как, например, в комплексе поворотов Eau Rouge. При преодолении этого комплекса складывается ощущение движения по настоящим «американским горкам». Именно это определило выбор двух самых жестких составов из линейки шин Pirelli, которым придется выдерживать значительные нагрузки на протяжении 44 кругов гонки.

Поскольку гонка в Спа является долгой, имеется большой простор для реализации различных стратегий, но разработанные решения должны быть исключительно гибкими, чтобы подстроиться под потенциально переменчивые погодные условия.

«Я очень люблю трассу в Спа. Недавно я был здесь на 24-часовой гонке: кажется, что конфигурация трассы и переменчивая погода способствуют великолепному развитию событий на трассе, - говорит директор Pirelli Motorsport Пол Хембри. - С точки зрения шин она является одной из самых сложных трасс в календаре, что объясняется высокой скоростью и экстремальными силами, действующими на шину зачастую более чем в одном направлении. Сочетание жестких шин и шин средней жесткости позволит пилотам атаковать от старта и до финиша, чего и требует трасса в Спа.

Первая часть сезона началась самой плотной и конкурентной борьбой за всю историю Формулы-1, поэтому я очень хочу увидеть, какой окажется вторая половина 2012 года и какие команды и насколько продвинулись вперед за время летнего перерыва. В настоящий момент команды очень близки, особенно команды среднего уровня, поэтому предсказания бессмысленны».

«После долгого летнего перерыва мне очень хочется окунуться в гонку, а лучшего места, чем Спа, просто нет. Я уже участвовал в нескольких гонках на этой трассе - в 2-литровом классе Формулы Renault, Формуле-3 и Мировой серии, - рассказывает пилот команды Toro Rosso Жан-Эрик Вернь. - Мой лучший гоночный уик-энд в карьере, как мне кажется, прошел именно на этой трассе, когда я выиграл все три гонки Формулы-3, включая гонку с обратным порядком старта. Поэтому у меня хорошие воспоминания о трассе в Спа, которая является моей самой любимой гоночной трассой, и пока не вернется Гран-при Франции, я буду считать ее своей домашней трассой.

Это великолепная трасса для пилотирования, и я с нетерпением жду возможности проехать по ней на болиде Формулы-1. Она имеет затяжные плавные повороты, кроме Bus Stop и La Source, поэтому не очень сложно понять, как следует использовать шины Pirelli. Но ситуация в Бельгии осложняется конфигурацией трассы. Она очень длинная, поэтому кругов проезжается не так уж и много, что требует максимально эффективного использования шин, например в квалификации. Я не был бы удивлен, если бы мы в итоге опробовали все шины из линейки, предложенной для Гран-при Бельгии, от шин средней жесткости и жестких шин до промежуточных и дождевых шин, так как дождь всегда нависает над Спа. Но в этом заключается часть удовольствия, часть того, что делает Спа именно Спа».

«Я думаю, что гонка на трассе Спа-Франкошам является фантастической из-за ее богатой спортивной истории, - считает тест-пилот Pirelli Хайме Альгерсуари. - Эта трасса включает в себя некоторые из самых известных поворотов трасс Формулы-1, например Eau Rouge и Blanchimont. Там также много скоростных поворотов и несколько прямых, что делает ее очень быстрой. Трасса в Спа подвергает испытанию как пилотов, так и команды, потому что для нее требуется средняя прижимная сила и хорошее механическое сцепление.

Следующая неделя будет для меня очень интересной, так как здесь в прошлом году я добился своего лучшего квалификационного результата. Мои последние тесты для Pirelli также прошли в Бельгии, и еще надо очень постараться, чтобы найти пилота, которому не нравится эта трасса.

С точки зрения шин трасса в Спа является относительно плавной, поэтому она не приводит к сильному износу шин, но отличается некоторыми неповторимыми особенностями. На трассе имеется большое количество высокоскоростных участков, при преодолении которых на боковины шин действует значительное поперечное усилие. Она напоминает японскую трассу Сузука и требует таких же настроек и стиля пилотирования».

На трассе в Спа болиды движутся с полностью нажатой педалью газа почти на 75 процентах протяженности круга, что делает ее одной из самых скоростных трасс сезона, наряду с трассой в Монце, гонка на которой пройдет на следующей неделе. Из-за высокой скорости движения растет температура шин, что особенно очевидно при установке агрессивного угла развала колес для повышения сцепления.

Учитывая сжимающие усилия, характерные для трассы в Спа, крайне важно установить правильный дорожный просвет и ход подвески. В противном случае болиды могут днищем касаться некоторых участков трассы. Шины являются важной частью подвески болида, так как на сжатие резины под нагрузкой приходится почти половина хода подвески болида Формулы-1.

Несмотря на известную высокую скорость на прямых трассы Спа-Франкоршам, болиды настраиваются на среднюю прижимную силу, что призвано оптимизировать сцепление в многочисленных скоростных поворотах. Сцепление играет исключительно важную роль на некоторых участках трассы, например в «шпильке» La Source, где от механического сцепления шин зависит четкий выход из поворота. В знаменитом повороте Eau Rouge вертикальная нагрузка на каждую переднюю шину достигает максимума более чем в 1000 кг.

И немного истории. У Pirelli имеется долгий период успешных выступлений в Бельгии - на старой трассе в Спа компания пять раз подряд (с 1950 по 1954 год включительно) побеждала на Гран-при Бельгии. Две победы были завоеваны в сотрудничестве с легендарным Хуаном-Мануэлем Фанхио, еще две - с Альберто Аскари, и одна - с Нино Фарина. Победителем Гран-при прошлого года, когда компания Pirelli вернулась в Формулу-1, стал действующий чемпион мира Себастьян Феттель из команды Red Bull.