+7 (495) 380-00-55

Премиумизация рынка шин в посткризисный период

Спустя несколько лет после кредитного кризиса и рецессии, финансовые аналитики Европы и Северной Америки отмечают, что признаки десегментации, при которой отмечался рост продаж дешевых шин, постепенно сходят на нет. Значит ли это продажи шин премиум класса теперь пойдут вверх?

Действительно, в этом году европейский рынок стал свидетелем появления признаков увеличения объёма продаж. Согласно данным компании Michelin увеличение спроса в июле составило около 2 процентов. При этом в общем объеме продаж, спрос на шины первичной комплектации (OE) был выше, чем на вторичном рынке.

В целом спрос на европейском континенте вырос на 5%, а в Северной Америке упал на 2%. Рост был заметно сильнее в сегменте грузовых шин (+5%), и остался без прогресса в легковом секторе. Принимать во внимание эти цифры, нужно с учетом того,  что в июле (как и в августе) традиционно низкие объем продаж, в то время как сентябрь, октябрь и ноябрь являются ключевыми месяцами, оказывающими влияние на общие результаты второго полугодия.

Интересно, что не далее как в конце августа Bridgestone уведомила японских автопроизводителей о нехватке 500 тысяч легковых шин для удовлетворения всех заказов текущего года на шины первичной комплектации, при том, что все заводы работают на полную мощность. За два месяца до этого компания Renault заявила о нехватке такого же количества шин.

Размышляя над этими событиями, аналитики Deutsche Bank пришли к выводу, что это «интересные примеры, которые создают комфортные условия в вопросах ценовой дисциплины индустрии в отрасли». С учетом этого или нет, и несмотря на существующий сегодня рост спроса в 2-3%,   американский банк Morgan Stanley предполагает в дальнейшем небольшое снижение объемов продаж. В аналитическом бюллетене для инвесторов от 13 сентября банк отмечает, что «прогноз обусловлен скорее беспокойством о росте общего ВВП, нежели фактическими данными о сегодняшнем состоянии рынка шин», хотя и появляются все новые данные о его туманных перспективах.

Особенно пессимистично на этом фоне выглядят прогнозы ведущих британских производителей шин и оптовиков, ожидающих к концу года 10-15-процентного снижения объема продаж. Однако, по мнению Morgan Stanley, наибольшему риску все же подвержен североамериканский рынок: «Хоть риску снижения спроса подвержен весь рынок потребительских шин, сегмент покрышек для грузовых автомобилей в целом должен работать лучше... но не стоит забывать, что этот грузовой сегмент более цикличен, следовательно, риск и здесь повышен».

А вот на развивающихся рынках Латинской Америки и Китая ожидается рост спроса, обусловленный ростом автомобильного парка и среднего километража пробега на один автомобиль.

В упомянутом докладе Morgan Stanley есть интересное предположение о том, что рынок шин премиум класса все больше будет опережать рынок стандартных покрышек. По мнению аналитиков банка, это прямое следствие увеличения числа продаж населению автомобилей премиум класса. При этом они ссылаются на мнение компании Pirelli, убежденной в опережающих ростах объема продаж премиум-шин в 2012 году.

Заглядывая вперед в 2012 год, аналитики предполагают, что Pirelli в секторе потребительских шин достигнет тех показателей рентабельности, что и Continental, около 15%, сохранив при этом  9-10%-ую рентабельность в секторе индустриальных (коммерческих) шин. 

Так называемая,  «премиумизация»  автопарка, естественно приведет к увеличению спроса на шины премиум-класса. Впрочем, хотя это и верно с точки зрения выбора необходимых размеров и характеристик шин, данный анализ не аргументирует, почему потребители будут продолжать покупать фирменные премиум-шины и даже делать это чаще в условиях роста макроинфляции и цен на шинном рынке. И нам еще предстоит выяснить, что произойдет на самом деле.