+7 (495) 380-00-55

О канцерогенных китайских шинах и экологических пластификаторах

Согласно директивы  76/769/EEC Евросоюза, компаниям, поставляющим резину на европейский рынок, запрещено применять в производстве шин в качестве пластификаторов  дистиллятные ароматические экстракты  DАE, признанные канцерогенными. Требования Евросоюза касаются также и азиатских фирм, производящих на европейский рынок, а также являются целевым требованием в развитии отрасли производства шин на этом континенте.

В современном производстве на смену DAE пришли экологически чистые масла-наполнители класса TDAE. Однако китайские производители шин не торопятся переходить на TDAE, на долю которых приходится лишь 12,7% от объемов  ароматических  масел, потребляемых Китаем. Объясняется это несколькими причинами.

Во-первых, высокой ценой TDAE, которая на 30% выше, чем на обычные дистиллятные ароматические экстракты DAE. Во-вторых, его элементарной нехваткой. Китай начал производить TDAE только в этом году, да и общий объем производимого экологически чистого масла пока невелик. В этом году, по приблизительным оценкам, его будет произведено не более 10 000 тонн. Это капля в море, в сравнении с требуемым количеством.

Например, ежегодная потребность в маслах завода  Cheng Shin в Куньшане составляет около 2 000 тонн в месяц. Порядка 600-700 тонн ароматических масел потребляет ежемесячно Triangle Huasheng из Вэйхая. 200-300 тонн пластификаторов в месяц необходимо заводу Cooper Chengshan Tire Co., что в провинции Шаньдун.

Между тем, покрыть потребности предприятий за счет экспорта TDAE удается в лучшем случае на 10-15%. Так в прошлом году, по сведениям агентства C1 Energy, в Китай было поставлено 118 000 тонн TDAE, а в 2011 году объем импорта не превысит 140 000 тонн.

Понятно, что такие препятствия не могут содействовать  популярности TDAE у китайских шинников. С другой стороны, широкое применение высокоароматических масел в производстве шин, фактически закрывает китайцам дорогу на европейские шинные рынки. А потому, все чаще в Китае ставится вопрос о правительственном запрете на использование запрещенного в Европе DAE.

Для справки. В настоящее время существуют три основных варианта для замены ароматических экстрактов в составах шин - это TDAE (Treated Distillate Aromatic Extract), MES (Mildly Extracted Solvates) и нафтеновые масла.

Самый популярный из них на сегодня TDAE, т.к. нафтеновые масла все еще дефицитны, а MES обладает пониженной растворяющей способностью по сравнению с другими заменителями.   Но и у TDAE есть минусы.

Для производства TDAE необходима вторая экстракция DAE. Это можно успешно выполнить, если завод оснащен двумя экстракционными установками, однако большинство производств по выпуску базовых масел имеет только одну такую установку. Для производства TDAE на таких заводах необходимо, чтобы DAE прошел повторную обработку в имеющейся экстракционной установке. В ходе выполнения такого «блокирующего» процесса завод не может производить базовые масла. В результате выпуск TDAE оказывается очень неэкономичным для большинства производителей базовых масел.