+7 (495) 380-00-55

Гран-при Индии F1 с точки зрения шин

Трасса Buddh International Circuit - неизведанная территория как для команд Формулы 1, так и для компании Pirelli - находится в стране с одним из самых быстроразвивающихся автомобильных рынков в мире. Сегодня во время свободной практики пилоты опробуют трассу в первый раз. Далее рассказывается о некоторых основных сложностях, которые выпадут на долю шин на этой 5,137-километровой трассе, находящейся совсем рядом с Дели.

Трасса

Эта трасса является новой, поэтому сначала асфальт будет грязным и скользким, что осложнит работу шин по обеспечению сцепления, особенно во время свободных заездов в начале гоночного уик-энда. Сцепление с асфальтом будет заметно улучшаться, что позволит с каждым разом проезжать круги быстрее.

На первом секторе трассы имеется небольшой левый поворот, за которым следует зона торможения перед правым поворотом. Это дестабилизирует автомобиль при торможении, а на переднее правое колесо действует меньшая прижимная сила, чем при торможении по прямой. При приближении к апексу внутреннее колесо может заблокироваться, что приводит к недостаточной поворачиваемости. Также в этой ситуации рулевое управление и стабильность передней части болида зависят только от наружного по отношению к повороту колеса.

На финишной прямой - одной из самых длинных в календаре Формулы-1 - открывается подвижное крыло. Грязь на асфальте приводит к пробуксовке колес при ускорении. Температура поверхности шины увеличивается более чем до 100°С, что подвергает высокой нагрузке протектор.

Поворот #10 является, безусловно, самым сложным поворотом на трассе. Большой радиус и подъем позволяют достичь высокой скорости, в результате чего шины работают на грани сцепления, а нагруженная шина воспринимает большое количество энергии.

Подготовка к новой трассе

Любая трасса текущего сезона является новой для компании Pirelli, но трасса, на которой гонки еще не проводились, представляется наиболее сложной. Это объясняется как характером нового покрытия, так и отсутствием предварительных данных.

В начале сезона Pirelli получила в свое распоряжение определенное количество сведений обо всех трассах, включенных в календарь Формулы-1 текущего сезона. Информация поступала от команд и от организаторов, а также в процессе проведения испытаний или участия в гонках других серий.

К этим данным относятся воздействующие на шины усилия, степень износа в прошлом, комментарии пилотов, статистические сведения о разгоне, торможении, погодных условий, стратегиях, использованных в предыдущих гонках, а также множество других важных параметров.

Поскольку трасса является совершенно новой, по ней нет никаких предварительных данных, что существенно осложняет задачу по подготовке к гонке и выбору шин. Именно поэтому Pirelli заявила на первый Гран-при Индии жесткие и мягкие шины, комбинацию, которая способна работать при любом развитии событий.

Кроме того, два инженера Pirelli осмотрели трассу Buddh по пути на Гран-при Сингапура. Они были одними из первых, кто проехал по всему гоночному кольцу, но их основная задача состояла в том, чтобы тщательно ознакомиться с асфальтом трассы.

Они привезли с собой сложнейшее лазерное измерительное оборудование, которое позволяет оценить абразивность асфальта трассы за счет тщательного изучения формы камней в асфальте и зазоры между ними. Было сделано несколько серий замеров для подтверждения точности получаемых данных. С помощью этих измеренных параметров на компьютере можно создать виртуальную модель трассы с точки зрения работы шин.

Вместе с несколькими пробами асфальта новой трассы, эта виртуальная модель позволяет Pirelli рассчитать вероятную степень износа шин и влияние характеристик асфальта на работу шин в различных местах трассы. Но все же эти теоретические расчеты не могут заменить реальные данные, так как невозможно воспроизвести ситуацию, когда трасса покрывается слоем резины от шин 24 болидов, ездящих по ней в течение всего гоночного уик-энда.

По прибытии на все трассы, а на индийскую в особенности, инженеры Pirelli проходят по трассе, чтобы убедиться, что предварительно полученные данные соответствуют реальности. Кроме того, они выискивают потенциально проблемные места, такие как поребрики с острыми гранями, изменения на трассе по сравнению с предыдущими годами, и уличную фурнитуру, как, например, канализационные люки на дороге.

Комментарий директора подразделения Pirelli автоспорт Пола Хэмбри: «Само собой разумеется, что подготовка к совершенно новой трассе является более сложной, чем к одной из известных трасс. Тем не менее, технологии и знания, которыми мы обладаем, позволяют сделать достаточно точные предположения без непосредственных заездов на трассе. И все же стоит заметить, что мы вынуждены сделать консервативный выбор шин для трассы, по которой ни у кого нет предварительной информации, чтобы быть готовыми к любому развитию ситуации».