+7 (495) 380-00-55

Страховщики просят усложнить процедуру покупки электронного ОСАГО

Российский союз автостраховщиков (РСА) направил в Центробанк предложения по изменению процедуры продажи электронных полисов ОСАГО. Они направлены на усложнение процесса, который был придуман в качестве метода борьбы с отказами страховых компаний заключать договоры. Подробности приводит «Коммерсантъ».


Фото с сайта rgs.ru

В частности, компании говорят о практике, при которой страхователи или посредники в графическом редакторе либо сразу меняют данные для получения скидок (например, меняя территорию регистрации ТС), либо оформляют самый дешевый полис, а для его распечатки исправляют данные, использованные для снижения цены. По действующему порядку такой полис считается действительным. Однако страховщик в случае ДТП обязан произвести по нему выплату и только потом направить регрессное требование к автовладельцу, исказившему данные. Предложения РСА содержат исключение регресса и положение о том, что страховщик, обнаружив неверные данные, «имеющие существенное значение для определения степени страхового риска», просто прекращает действие полиса.


Кроме того, страховщик получит право проверять данные страхователя не только в базе РСА, но и в других публичных базах данных. К таким источникам, в частности, относятся интерактивные сервисы федеральных и региональных органов власти, общедоступные источники персональных данных и официальные данные заводов-изготовителей. Если проверку не удается пройти, клиента пригласят для покупки полиса в офис страховщика.


Также в оформлении электронного полиса предлагается отказывать, если у страховщика есть информация о нарушении страхователем «требований законодательства, ПДД или совершении операций по легализации» (имеется в виду антиотмывочное законодательство).


РСА просит Центробанк ввести так называемую франшизу в 72 часа, то есть задержку начала действия полиса с момента его покупки онлайн. Это делается для того, чтобы исключить случаи покупки ОСАГО сразу после аварии.


Наконец, участники рынка просят смягчить требования к сайту страховщика ОСАГО: снять запрет на восстановительные работы в дневное время, исключить положение о максимальном времени восстановления доступности сайта в восемь часов с момента выявления проблем на сайте и убрать обязательные счетчики с указанием времени, оставшегося до восстановления сайта, в режиме обратного отсчета. Это даст возможность страховым компаниям уходить от ответственности за отказ продавать ОСАГО, ссылаясь на «уважительную» причину – неработающий сайт.


По данным президента РСА Игоря Юргенса, выплаты по онлайн-договорам, заключенным мошенническим путем, составляют около трех миллиардов рублей. Это порядка 10% от годовых потерь страховщиков по судебным выплатам. При этом, по данным Центробанка, по итогам 2017 года доля страховых премий по договорам е-ОСАГО выросла до 12,8% от совокупных взносов по ОСАГО. Иными словами, распространенность мошенничеств в электронном обязательном страховании ниже, чем в среднем по рынку. Одновременно распространение е-ОСАГО стало причиной снижения средней стоимости полиса с 6,1 до 5,8 тысячи рублей и сокращения годовых сборов ОСАГО (минус 5,2% за 2017 год). Таким образом, ограничивая продажи е-ОСАГО, страховщики стремятся защититься от вынужденных продаж наименее прибыльных полисов.