+7(495)38-000-55

Индийские дилеры против картеля местных шинопроизводителей

Индийские розничные продавцы и оптовые торговцы шин в ответ на ценовой сговор отечественных производителей покрышек, искусственно завышающих цену на свою продукцию, намерены продвигать на местном рынке продукцию иностранных брендов. «Нам нужно больше иностранных игроков, которые приходят на рынок с более совершенными технологиями и соблюдением его этики, чтобы усилить конкуренцию и сломать ложившуюся олигополию», - заявил руководитель Всеиндийской федерации шинных дилеров AITDF С.П. Сингх.



Вместе с этим индийские дилеры обратились к правительству с просьбой провести расследование в отношении пяти шинных компаний - Apollo Tyres, MRF Tyres, JK Tyre, Birla Tyres и CEAT Tyres, которые контролируют 83 процента внутреннего шинного рынка объемом около 8 миллиардов долларов и которые AITDF обвиняет в картелизации. Отметим, что на долю пяти ведущих мировых производителей шин Bridgestone, Goodyear, Michelin, Continental и Yokohama, имеющих свои предприятия в Индии, в совокупности приходится всего 10-15 процентов продаж на индийском рынке.


Напомним, что в феврале 2016 года Комиссия по конкуренции Индии (CCI) пришла к выводу, что пять местных производителей шин действовали в сговоре с целью «увеличения и поддержания цен на шины на более высоком уровне, несмотря на значительное снижение цен на натуральный каучук и другие ключевые виды сырья».


В борьбе с завышенными ценами на отечественные шины, розничные торговцы переходят на создание мультибрендовых дилерских центров, продвигая покрышки иностранных брендов и, в первую очередь, импорт из Китая. Они считают, что в случае существенного снижения цен, спрос на шины будет увеличиваться, потому что водители смогут чаще менять изношенную резину. Около 40 крупных оптовых продавцов шин также взялись за продвижение иностранных брендов, чтобы сбить цены.



Вместе с тем переход на торговлю продукцией иностранных брендов затрудняется ограниченным ассортиментом шин, выпускаемых глобальными шинопроизводителями на индийских мощностях. По словам С.П. Сингха, большинство из них работают лишь в нескольких сегментах рынка.


Однако, в скором времени ситуация может изменится. Несмотря на 10-процентную импортную пошлину, шины из Китая по-прежнему дешевле покрышек отечественного производства. Спрос на них растет, и индийские производители шин уже требуют от властей ввести ограничения на китайский импорт. «Покрышки из Китая по долговечности не уступают шинам местного производства, но почти на треть дешевле, и клиенты начинают это понимать, - говорит дистрибьютор из Тутикорина (штат Тамил-Наду) Ахмед Джан. - Из-за выхода на рынок иностранных компаний индийские производители вынуждены снижать цены».


Большинство иностранных игроков пришли на индийский рынок два десятка лет назад в качестве трейдеров и только в последние годы начали открывать свои производственные мощности. В 2009 году Michelin и правительство штата Тамил-Наду подписали меморандум о взаимопонимании в отношении строительства завода по производству покрышек. В феврале 2013 года Bridgestone начал производство радиальных шин на своем втором заводе в Чакане (штат Махараштра). В 2014-м Continental увеличил производство шин на своем заводе в Модипераме (штат Уттар-Прадеш), и в ноябре того же года в Бахадургархе (штат Харьяна) свой первый завод стоимостью в 50 миллионов долларов открыла Yokohama.



Индийская шинная промышленность сильно фрагментирована. В стране действуют 60 шинных заводов, принадлежащих 39 различным производителям, при этом 95 процентов рынка приходится на 11 компаний - членов Индийской ассоциации производителей автомобильных покрышек ATMA.


Сегодня на долю Индии приходится 6 процентов мирового рынка шин, который оценивается в 134 миллиарда долларов, но потенциал его роста огромен. Как сообщает АТМА, производство шин в Индии в период 2003-2014 год выросло в 2,7 раза с 54 миллионов до 146 миллионов шин. Ежегодные темпы роста производства составили 9 процентов. Почти 65 процентов шин, выпускаемых индийскими производителями, продаются на вторичном рынке через розничных продавцов, остальные 35 процентов либо поставляются производителям транспортных средств, либо экспортируются.


С другой стороны, мировой рынок шин является высококонцентрированным - на долю всего три компании приходится почти половина всех продаж. Michelin и Bridgestone контролируют по 17 процентов рынка, Goodyear - 14,9 процентов. Из индийских производителей шин в топ-25 входят Apollo, MRF и JK Tyre. Почти 80 процентов из более 15 тысяч шинных дилеров Индии являются мультибрендовыми, не имея эксклюзивных соглашений с каким-либо из производителей покрышек. «Прежде чем купить шины, индийские потребители обычно сравнивают продукцию нескольких производителей, что подчеркивает ключевую роль дилера в продвижении бренда, - заметил генеральный директор АТМА Раджив Будхраджа. - Эксклюзивные продажи шин одной торговой марки ведут не более 20 процентов дилеров».



На продажи шин для грузовых автомобилей приходится более 50 процентов от общего объема продаж авторезины на индийском рынке, поэтому этот сегмент является наиболее уязвимым для картельных цен. «Индийские производители шин диктуют цены на грузовые шины, - говорит оптовый дистрибьютор шин из Дели Х.С. Чандха. В то время, как владельцы автопарков страдают от непомерных расходов на резину, производители шин получают огромные прибыли».


Шинные дилеры Индии подчеркивают, что их интерес, исключительно, в более эффективном функционировании рынка. «Продвижение зарубежных брендов вовсе не означает, что мы препятствуем деятельности индийских компаний, - уверяет Сингх. - Мы просто хотим конкурентного рынка, чтобы от снижения цен на сырье могли получить выгоду и наши клиенты». Но Индийская ассоциация производителей автомобильных шин ATMA не согласна с мнением дилеров. «Индийский рынок обеспечивает равные условия для всех игроков, - уверен Будхраджа. - У нас нет никаких сомнений в здоровой конкуренции на рынке. К тому же почти все компании, чьи бренды хотят продвигать дилеры, являются членами нашей ассоциации».

Назад