+7 (495) 380-00-55

Александр Махотин: Продукция шинного комплекса «Татнефти» высокорентабельна и востребована в России

В своем интервью ИА «Татар-информ» исполнительный директор ООО «НТЦ «Кама» Александр Махотин рассказал о перспективных направлениях работы Научно-технического центра Нижнекамского производителя шин, о новых масштабных и амбициозных задачах, стоящих перед «мозговым» центром шинного комплекса «Татнефти».



Вопрос: Александр Анатольевич, благодаря вашему коллективу шинный комплекс «Татнефти» ежегодно предлагает потребителям новые модели шин. Как планируется в дальнейшем развивать ассортимент продукции, какие проекты с автопроизводителями ведутся вами?


Александр Махотин: Наш комплекс сегодня работает в условиях острейшей конкуренции, особенно это касается сегмента легковых шин. На территории России представлены все мировые бренды кроме американского Goodyear, свою продукцию выпускают основные шинные игроки: Nokian, Michelin, Pirelli, Yokohama, Continental, планирует запустить завод Bridgestone. Вот на этом непростом фоне мы занимаемся разработкой новых конкурентоспособных шин. Политика по легковым шинам отражена в Стратегии продуктового портфеля, предусматривающей до середины 2016 года разработку и внедрение на рынок 192 моделей шин Viatti для легковых автомобилей, легкогрузового транспорта и кроссоверов. Данный ассортимент охватит 90 процентов автомобильного парка, который эксплуатируется в нашей стране.



Для концерна Renault-Nissan (АвтоВАЗ) мы омологируем шины для автомобилей под брендами Lada, Renault и Nissan. Последняя наша работа с автозаводом - шина Viatti Strada Asimmetrico для Nissan Datsun, который будет производиться на промплощадке в Тольятти. На протяжении 35 лет завод грузовых шин обеспечивал потребности «КАМАЗа», комплектуя завод комбинированными шинами. С вводом в эксплуатацию в 2010 году завода шин ЦМК мы начали поставлять Камскому автозаводу цельнометаллокордные шины «КАМА». Более пяти лет нашим партнерским отношениям с Volkswagen Group Rus. Шины поставляются на комплектацию автомобилей Volkswagen Polo, Volkswagen Tiguan и на конвейер автомобилей бренда Skoda, который также принадлежит концерну VW.


Наш новый партнер по легковым шинам - СП Ford Sollers. Работаем с ними три года, с января 2015 года осуществляются серийные поставки шин. Сегодня по заказу Компании Ford мы ведем омологационные разработки по новым перспективным моделям автомобилей, которые будут производиться в ближайшие два года. Уже ведутся работы по испытаниям этих шин, которые представят следующее поколение линейки шин Viatti.



Вопрос: Какие направления предусмотрены по развитию грузовых ЦМК-шин?


Александр Махотин: Наши ЦМК-шины «КАМА» поставляются на «КАМАЗ», «НЕФАЗ», МЗ «Тонар». Мы ждем у себя с аудитом представителей Mercedes-Benz для рассмотрения вопроса о комплектации их грузовиков нашими шинами. Среди преимуществ цельнометаллокордных шин - топливная экономичность, ходимость до 500 тысяч километров, благодаря возможности восстановления протектора, увеличенная грузоподъемность, улучшенные скоростные характеристики. К счастью, завод по производству ЦМК-шин был построен вовремя. В 2017 году исполнится 10 лет со дня подписания контракта с европейским партнером - одним из мировых лидеров в производстве грузовых ЦМК-шин. Все это время они сопровождают проект. Отношения с партнером сложились самые добрые.


Сегодня на мощностях НЗШ ЦМК по системе off-take производится более 20 товарных позиций шин, в т.ч. под их премиальным брендом. Могу сказать, что ни одной претензии, рекламации за это время мы не получили, в этом есть и заслуга НТЦ «Кама». У нас с ними прямой договор и отлаженная работа: они присылают нам спецификацию, мы ее сами осваиваем, испытываем шины, в т.ч. под их брендом, отправляем протокол. Наша лаборатория, которой мы очень гордимся, построена в рамках проекта строительства завода ЦМК-шин по стандартам европейской фирмы. У нашего партнера есть возможность онлайн доступа к данным лаборатории, ни одного замечания по качеству сырья от них не поступало. ЦМК-шины КАМА имеют очень хорошую репутацию на рынке. Наш корпоративный герой-носорог узнаваем и понравился европейской стороне, это достойное представление нашей продукции. Сегодня НЗШ ЦМК производит более 50 товарных позиций ЦМК-шин. План на этот год - освоение еще 15 новых.



Вопрос: Правда ли, что Нижнекамский шинный комплекс планирует работать в новой для себя нише и производить шины для военной техники?


Александр Махотин: Это направление мы ведем три года. В 2012 году шинные компании России получили совместное обращение Министерства обороны РФ и главных конструкторов заводов, изготавливающих военную технику, о разработке боестойких колес. На нашем техсовете мы решили начать разработку шин по выставленным требованиям. В 2013 году включили в график НТЦ «Кама» самую маленькую покрышку из заявленного списка. Мы взялись за ту шину, которую позволяло изготавливать технологическое оборудование завода шин ЦМК.


В разработанной нами шине КАМА NU401 типоразмера 365/80 R20 многое создано для России впервые: это первая ЦМК-шина с регулируемым давлением, повышенной проходимостью и в боестойком исполнении. Но при этом, нашему заказчику нужна была не просто шина, а готовое колесо и мы взялись за его изготовление. В его состав входят четыре элемента: шина, опора или боевая вставка, диск и гель, позволяющий снижать трение при пробое шины. Сегодня гель мы приобретаем, но параллельно наши специалисты разрабатывают его состав, и в дальнейшем будем производить его своими силами. По дискам мы начали сотрудничать с Челябинским кузнечно-прессовым заводом, для нас они изготовили стальные диски (в скором будущем разработают для этого проекта современный алюминиевый диск).



Мы создали шину в двух вариантах. Конструкция для российских условий снега и грязи, так называемая, классическая «Елка» и вторая шина, разработанная на едином каркасе с рисунком для песка, то, что мы раньше никогда не делали. Пока испытания этой шины не проведены, ведутся переговоры с заинтересованными фирмами.


По рисунку «Елка» мы много работали еще 10 лет назад с военными структурами по «КАМА1260» - это основная шина на «КАМАЗ», разработанный для Вооруженных сил. Два года назад мы улучшили характеристики этой шины, в т.ч. по тяге на крюке. Все наработки перешли на протектор боестойкого колеса.


В марте текущего года мы заявили о том, что создали боестойкое колесо. До этого восемь месяцев проводили испытания новых шин у себя. На стенде мы добились соответствия требованиям, а испытания в реальных условиях проводились на полигоне Волжского инженерного центра в Нижнем Новгороде. Первого июля мы нагрузили бронеавтомобиль ГАЗ-2330 «Тигр» до 10 тонн песком, «обули» в наши шины и проехали в них, полностью спустив давление, со скоростью 50 км/час. Шины успешно выдержали 50 км с нулевым давлением. После этих испытаний мы проехались по песку, сделали «восьмерку». Затем накачали шины и рассмотрели их - не было ни одного повреждения, грыж, и до сих пор они успешно эксплуатируются.


Отснятый ролик успешно сданного «экзамена» наших шин был продемонстрирован 14 июля на совещании военно-промышленной комиссии в Барнауле. Мы рассказали, что владеем разработанными технологиями и знаниями, позволяющими создавать боестойкие колеса. Протокол испытаний подтверждал, что наши колеса полностью соответствуют требованиям Министерства обороны и не хуже импортных аналогов. Мы можем масштабировать эту технологию, но для изготовления шин для другой техники, востребованной министерством, у нас нет необходимого оборудования.



Одновременно с этим, два года НТЦ «Кама» вел работу по включению проекта создания боестойких колес для автомобилей «КАМАЗ» в программу Министерства торговли РФ. На сегодня мы находимся в преддоговорном состоянии и надеемся, что государство выделит средства на софинансирование программы НИОКР. В этом случае, при партнерском участии государства, у нас будет создано производство по выпуску боестойких колес, в т.ч. для интересов Министерства обороны. Тогда будут даны «вторая жизнь» заводу грузовых шин и новые перспективы для всего комплекса. Кроме боестойких колес, мы сможем производить шины для тяжелых подъемных кранов, грейдеров, энергонасыщенных тракторов. Такая продукция высокорентабельна и востребована в России. Одновременно создадим небольшое производство в рамках НТЦ «Кама», где будет производиться монтаж готовых колес и в дальнейшем их испытания.


Вопрос: Новым для Нижнекамского шинного комплекса является и заявка на участие в проекте «Кортеж». Александр Анатольевич приоткройте завесу тайны по этому направлению вашей работы.


Александр Махотин: В составе этого проекта, который проводится Научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ) - четыре автомобиля, в т.ч. и для первых лиц государства. Программа была инициирована давно, сейчас она получила серьезную финансовую и кадровую поддержку. Мы изучили требования и решили попробовать. Сегодня заключен договор, по которому мы получаем первое финансирование. В феврале-марте 2016 года планируем выйти на опытный образец шины. Производить ее будем на базе «Нижнекамскшины» и завода шин ЦМК. Мы проявили инициативу изготовить не просто шину, а колесо, как и по опыту с военными.


Вопрос: Александр Анатольевич, расскажите о дальнейших планируемых направлениях работы вашего коллектива.


Александр Махотин: Во время выставки «День инновации Министерства обороны РФ» в городе Кубинка мы получили много хороших отзывов. На мероприятии присутствовало большое количество представителей министерства, в том числе глава этого ведомства Сергей Шойгу. Интерес к нам также проявили структуры, изготавливающие авиационную продукцию. Ранее мы никогда не занимались этой темой, но решили присмотреться, и в 2016 году будем думать о первых наработках шин для ЗАО «Гражданские самолеты Сухого». Мы не говорим, что будем производить авиашины, но такой вопрос прорабатывать начнем. В этой отрасли существуют специфические стандарты, к производителям шин выдвигаются самые высокие требования. Почему мы говорим, что можем этим заняться? Во-первых, наше современное оборудование - оно одно и то же, что и для авиационных шин. Наши материалы, знания - достаточны для выполнения таких задач. Это очень ответственное дело и решение будут приниматься на самом высоком уровне в компании «Татнефть».



Спасибо, что у нас есть такой собственник, который понимает необходимость инвестиций в современные технологии и оборудование. Благодаря этому наш комплекс, НТЦ «Кама» развиваются. Финансирование инвестпроектов не останавливается даже в сложное время. Так, на сегодняшний день принято решение о реализации масштабного проекта по реконструкции подготовительного цеха ПАО «Нижнекамскшина». Это позволит производить 30 тысяч тонн современных резиновых смесей для легковых шин под брендом Viatti. Мы должны верить в свои силы, идти вперед, все для этого у нас есть.

Назад