+7(495)38-000-55

В Монце шины Pirelli подверглись значительным нагрузкам на экстремально высоких скоростях

В прошлый уик-энд на Гран-при Италии в Монце пилот команды Red Bull Даниэль Риккардо, победитель уже трех Гран-при в текущем сезоне, на главной прямой развил скорость 362,1 км/ч, воспользовавшись эффектом слипстрима. Это самая высокая скорость в сезоне 2014 года. При такой скорости, которую продемонстрировал Риккардо, колесо вращается примерно 2800 раз в минуту или чуть менее 50 раз в секунду.

Подобные экстремальные скорости оказывают существенное влияние на шины. При движении болида с максимальной скоростью, что часто бывает характерно для гоночной трассы в Монце, формульная шина испытывает прижимную силу более 1000 кг. Еще одним важным следствием высокой скорости является действующая на шины огромная центробежная сила.

В дополнение к этим нагрузкам изменяется форма пятна контакта шины с асфальтом, а часть шины в этом пятне подвергается высокому деформирующему усилию, как показано на рис. 1. Для выдерживания постоянной деформации каркас шины должен быть исключительно прочным и эластичным.

Рис. 1. Красный цвет: на скоростях свыше 350 км/ч значительной деформации подвергается часть шины, контактирующая с асфальтом.

В то же время верхняя часть шины, которая не контактирует с асфальтом (см. рис. 2), воспринимает высокое центробежное усилие, но, несмотря на это, форма шины изменяется незначительно – вытягивается лишь на 1%. Это объясняется малой массой и исключительно высокой жесткостью материалов, применяемых компанией Pirelli для производства формульных шин.

Рис. 2. На скоростях свыше 350 км/ч форма верхней части шины изменяется на 1%, а также испытывает огромную центробежную силу.

Шины для Формулы-1 разрабатываются с учетом приходящихся на них экстремальных нагрузок: во время лабораторных испытаний, то есть еще до использования на гоночной трассе, шины подвергаются высоким нагрузкам и усилиям, которые будут приходиться на них впоследствии, и раскручиваются до скорости свыше 450 км/ч. Кроме того, они проверяются ударными нагрузками на скоростях свыше 250 км/ч. Это призвано смоделировать наезды на бордюры, чем общеизвестна гонка в Монце.

В Монце действующие на шины нагрузки сложно себе представить, но шины Pirelli проектируются таким образом, чтобы выдержать все сложности и обеспечить наилучшие характеристики среди всех гоночных шин.

Аналогичные нагрузки могут испытывать сверхвысокоскоростные шины Pirelli на самых лучших в мире суперкарах, для большинства из которых шины Pirelli P Zero выбраны в качестве оригинального оборудования. Дорожные и формульные шины объединяет не только название, но и многие технологии и процессы разработки, которые и делают шины Pirelli такими неповторимыми.

Назад