+7 (495) 380-00-55

Юрий Грибанов: КШЗ активно работает и приносит прибыль

С тех времен, как Кировский шинный завод перестал считаться банкротом, в нем многое изменилось: во-первых принадлежит он теперь итальянской компании Pirelli, а во-вторых, старое советское по своим устоям предприятие пытается научиться жить по-новому - в данном случае по-европейски. Так, его новый генеральный директор Юрий Грибанов уже может похвастаться тем, что предприятие впервые за долгое время приносит прибыль.

Газета "Бизнес-новости в Кирове" в рубрике "за стеклом" опубликовала интервью с Юрием Грибановым, в котором он рассказал о нынешнем положении дел на заводе и перспективах дальнейшего расширения производства.

- Юрий Михайлович, о вас мало информации в прессе, расскажите о себе. Как пришли на кировский завод, кем работали раньше?
— Я пришел по приглашению компании Pirelli: в октябре 2012 года был принят в качестве технического директора на Кировский шинный завод. В декабре 2012 прошло обновление команды, и я был назначен генеральным директором завода. Почему Pirelli пригласила именно меня? Дело в том, что я имею опыт работы в российских частных и иностранных компаниях на аналогичных позициях. Из крупных компаний, в которых я поработал, например, можно отметить американскую «3М» - там я участвовал в строительстве завода в Подмосковье. Для Pirelli важны знание языка, культуры, и европейских методов работы. Ведение бизнеса в западных компаниях сильно отличается от того, как строится работа (теперь уже строилась) на Кировском шинном заводе и на многих других крупных предприятиях, берущих свое начало в СССР.

- Одно из различий в подходах к бизнесу я уже вижу. Офис у вас стал совсем другой: директор теперь сидит в «прозрачном» (за стеклянными перегородками) кабинете. В чем еще принципиальные отличия?
— Вы сами ответили на свой вопрос. Эту открытость можно проецировать и на все остальные стороны нашего бизнеса: все это способствует коротким коммуникациям. Основная задача современного менеджмента — обеспечение эффективности бизнеса. Большая беда многих предприятий в нашей стране не только в том, что работать приходится со старыми и изношенными фондами, а в том, что само управление неэффективно.
 
- Вы как новый управленец КШЗ можете сказать, почему вдруг итальянскую прогрессивную компанию Pirelli заинтересовал кировский завод, который на момент покупки находился не в самой простой ситуации?
— Положение, действительно, было не самым лучшим: КШЗ был на грани банкротства, люди могли потерять работу, но при этом завод работал и выпускал продукцию. И интересен он был именно тем, что являлся работающим предприятием, часть центральных процессов которого была оснащена достаточно современным оборудованием (аналогичным оборудованию заводов Pirelli в других странах).
 
- А вопрос логистики и не слишком удобное положение Кировской области не настолько значимы?
— Географическое положение в данном случае не принципиально. Тем более, что наши поставщики сырья тоже находятся в разных местах: Омске, Воронеже, Волгограде, Перми, Ярославле, Башкортостане. География достаточно широкая. Поэтому в этом смысле, что касается логистики, то мы не привязаны, например, только к портам. Волго-Вятский регион в целом промышленный. Киров — достаточно крупный город, такое размещение можно считать удачным. Кстати, наличие воздушного сообщения – большой плюс для наших иностранных коллег.
 
- Кто является сегодня покупателями продукции завода?
— Порядка 20-25% продукции идет на комплектацию иностранных и отечественных автопроизводителей, остальная продукция поставляется на вторичный рынок, в том числе 20% - на экспорт в страны СНГ, Скандинавию и даже Канаду. Это говорит о том, что шины Pirelli, которые мы производим, действительно соответствуют мировым стандартам компании.
 
- Недавно в тестовом режиме вы запустили крупный цех. Расскажите о нем.
— Это новый цех резиносмешения. Я уже говорил, что центральная часть процесса работы на заводе была оснащена технологически достаточно хорошо и соответствовала стандартам Pirelli. А часть начальная, подготовительная, там где из техуглерода, каучука и других компонентов формируется резиновая смесь, несколько отставала. По сути, процесс изготовления шин можно сравнить с процессом готовки пирога: если не можешь качественно все смешать, то на выходе получится не слоеный пирог, а непонятно что. Поэтому мы и сконцентрировались сначала на первой и базовой стадии процесса. Сейчас цех построен. В нем смонтировано две производственные линии, все работает в режиме пуска-наладки. Мы планируем уже осенью его сдать и ввести в эксплуатацию. В июне этого года во время визита губернатора мы вместе запускали линии и производили первую пробную партию. Это самый крупный проект на нашем заводе, и инвестиции в него составили порядка 22 млн евро или 915 млн рублей. В новом цехе будут работать 36 кировчан. Более того, в следующем году в этом цехе будет установлена еще одна линия, которая позволит нам закрыть потребность в производстве качественных смесей именно для производства продукции Pirelli.
 
- За все то время, что Кировский шинный завод принадлежит компании Pirelli, какое количество инвестиций в него уже вложено?
— Инвестиционная программа у нас была рассчитана на три года и общее количество средств, которое планировалось вложить, это 100 млн евро. На сегодня вложено 50%.
 
- Во что еще в дальнейшем будут вкладываться деньги?
— В то, что я уже отметил — в развитие цеха резиносмешения, кроме того, в лаборатории, в контроль качества готовой продукции, это что касается производства. Кроме того мы будем продолжать инвестировать в персонал: обучение, защиту здоровья персонала, социальные программы. Очень серьезные проекты готовятся по охране окружающей среды.

- А есть уже какая-то отдача от этих вложений?
— КШЗ всегда был работающим активом. Сегодня он активно работает и приносит прибыль.


 
- К запуску у вас готовится, кроме того, и производство «зеленых» шин. Что это за шины?
— Называются они так не потому, что они зеленые по цвету, а в связи с эффектом, который они оказывают на окружающую среду, как в процессе производства так и при эксплуатации и последующей утилизации. это не только применение экологически безопасных материалов, но и увеличение срока службы и энергоэффективности шины. Например, использование такого компонента, как силика, позволяет повысить износостойкость покрышки, снизить сопротивление качению и вследствие этого способствует снижению выбросов в атмосферу. А если срок службы шины увеличивается, то сокращается количество покрышек, подлежащих утилизации. Но дело в том, что эти смеси можно сделать только на принципиально другом оборудовании. На старых резиносмесителях их смешать просто невозможно. И это одна из причин, по которой мы открываем новый цех. А что касается движения вперед, то если смотреть на текущую дату, мы освоили в производстве уже 42 модели шин компании Pirelli. А наша глобальная цель - освоить до конца года - начала следующего порядка 80 позиций.

- Это много по сравнению с тем, что было?
— Много. Раньше на КШЗ за год осваивалось порядка шести новых моделей. То есть то, что раньше мы делали год, теперь делаем практически за месяц.
 
- Это все только результат эффективного управления или все-таки меняются какие-то количественные показатели: увеличивается, например, количество работников?
— В первую очередь это результат передачи опыта и технологий Pirelli. У нас на заводе сейчас работают сотрудники, приехавшие из Италии, Аргентины, Бразилии, Германии. То есть, весь опыт Pirelli, который наработан в мире, применяется сейчас здесь. Это наряду с инвестициями — одно из основных вложений.
 
- А количество работников все же увеличилось или наоборот, в связи с модернизацией оно сокращается?
— Сейчас у нас порядка 2300 человек. Эта цифра немного меняется. Где-то закрываем неэффективные участки, где-то увеличиваем количество персонала: численность рабочих основного производства растет, численность вспомогательного персонала — снижается.
 
- Я так полагаю, что поменялась и социальная политика предприятия?
— Безусловно. У нас, например, появилась дотация на питание в заводских столовых – 50 рублей в день. Сотрудники завода имеют возможность покупать летние и зимние шины, в том числе шины Pirelli, со значительной скидкой. Причем не только производства Кирова и Воронежа, но и зарубежных заводов компании. Эта программа позволяет работникам не только оснастить свой автомобиль современными высококачественными шинами по доступной цене, но и дает возможность оценить качество своего труда и труда своих коллег. В этом году мы впервые провели традиционный для всех заводов Pirelli праздник Family day - День семьи. В этот день на предприятие пришли более 2000 сотрудников с семьями и детьми, на территории были организованы развлекательные площадки для детей и взрослых, смонтирована сцена с большим экраном и, конечно, проводились экскурсии на производство. Все получили заряд энергии. Были и ветераны, которые оценили наши новации и порадовались тому, что все меняется к лучшему.
 
- Я слышала от тех, кто работает на заводе долгое время, что зарплата не подросла?
— Это не так. Средняя начисленная зарплата у рабочих основного производства в июле 2013 года составила 23 тысячи рублей. Это выше, чем зарплата рабочих в среднем по области. Прибавьте к этому введенную в июне дотацию на питание до 1100 рублей в месяц. Понятно, что есть организации, где зарплата выше. Если рассматривать динамику то провал по зарплате идет в 2008-2010 годах, в последующие годы происходит подъем, который связан с приходом Pirelli. Так, средненачисленная заработная плата работников основного производства в 2011 году составила 17,6 тысяч рублей, в 2012 году – 18,2 тысяч, в первом полугодии 2013 – 20,6 тысяч. Есть, конечно, исключения, когда мы не видим смысла поднимать зарплату. Например, у нас был свой печатный участок, на котором раньше печатали бланки, карточки. Причем он еще с дедовских времен. Согласно старому советскому укладу все предприятия были полностью автономными. Понятно, чем это продиктовано: завод переехал, вокруг ничего нет, нужно было создавать всю инфраструктуру с нуля. Так работали практически все советские заводы: у каждого была своя кузница, литейная, печатная и т.д. Но при современном уровне развития техники печатать что-то у себя просто бессмысленно. А наше руководство как говорит: «Мы умеем хорошо делать колеса, и мы должны максимально концентрироваться на этой деятельности – это наш профильный бизнес». А то, что не является для нас главным, надо отдавать на аутсорсинг тем, кто может этим процессом эффективно управлять.
 
- Сложно вам осуществлять переход от старого советского уклада к новому?
— Безусловно, нужно бороться, доказывать. Люди порой просто не понимают, что может быть по-другому. Приведу пример с открытым офисом: многие сотрудники, которые сюда переезжали, просто не понимали, зачем это надо. Это открытое пространство, где можно постоянно общаться друг с другом, где нет своего закутка, чайника на столе... Вначале были очень интересные случаи, когда люди, например, ходили в домашних тапочках, потому что привыкли находиться в своем кабинете одни. А здесь уже так не походишь, вместо чайника – кулер и вендинговая кофе-машина. Это вопрос в целом смены формации в стране: меняется культура, меняется уклад. Но происходит это не всегда легко.
 
- Какие работники требуются сегодня заводу?
- Сейчас мы ведем активный прием рабочих на производство. Даже квалификация не так важна. Просто нужны люди, которые хотят работать. Честные трудолюбивые люди, не страдающие вредными привычками. Безусловно, нужны специалисты: электрики, механики, сварщики. Вот в этом вопросе нам нужна поддержка. Сварщиков, например, теперь практически никто не готовит, а специальность на рынке востребована. По инженерно-техническим работникам ситуация лучше. Согласно справкам, на нашем предприятии работает 345 выпускников ВятГУ. Кроме того, университет совместно с итальянским фондом Тронкетти-Провера проводит исследовательские работы по созданию инновационной продукции. А вот если говорить о профессиональном образовании, то там по сути вакуум.

- А что происходит по-вашему: люди не хотят или людей просто нет. Или у нас загублено профессиональное образование?
— К сожалению, все, что вы сказали — правда. Профессиональное образование загублено, упущено, и по сути эффективно оно не работает. Разорвалась цепочка, которой раньше руководствовались молодые люди: я поступил в училище, я его закончил, получил образование, устроился на работу, поэтому я буду хорошо дальше жить и обеспечивать свою семью. Это проблема общероссийская. Мы будем выдвигать свои инициативы, но без поддержки государства проблему не решить.
 
- А что касается работы с ВятГУ. Общеизвестно, что кадры из нашего региона уезжают в большом количестве. Как с этой проблемой удается бороться?
— Из всех работников КШЗ около 15% - выпускники ВятГУ. Это большая доля. И я не знаю, есть ли еще в Кирове предприятия, где работает столько же выпускников кировских вузов. Кроме того, мы сами вкладываем большие средства в развитие персонала. К примеру, у нас прошли курс обучению английскому 120 человек. Это, конечно, не значит, что они все свободно говорят и пишут на английском, но уже сейчас многие из них обсуждают проблемы с иностранными коллегами без привлечения переводчиков. Это помогло значительно ускорить коммуникации и передачу опыта компании.
 
- Pirelli является единственным официальным поставщиком шин чемпионата мира в классе «Формула-1». Какова вероятность, что на КШЗ будут выпускать шины для гонщиков?
— Не в ближайшем будущем. Но сильная сторона Pirelli - это стремительное воплощение в жизнь идей и решений, поэтому все зависит от того, насколько мы будем конкурентоспособны как завод, а Россия как страна.
 
- Это был спортивный вопрос. И теперь культурный. В августе и сентябре в Кирове открыта выставка календаря Pirelli 2013. Во время заключения договора с Pirelli, Белых шутил, что календарь скоро будет сниматься в Кирове. Есть серьезные планы на этот счет?
— Занимается этим офис Pirelli в Милане. И я просто не знаю, есть ли у них планы сместить ориентацию календаря в этническую или национальную сторону. Если такая программа будет, то шанс у нас появится. Но, честно говоря, реальных рассуждений на эту тему я не слышал.


 
- Открытие этой выставки у нас связано только с тем, что здесь есть представительство компании Pirelli или она поедет по всем регионам?
- Нет, по всей стране она точно не поедет. Она проводилась в Москве, сейчас проходит в Кирове, ее увидят в Воронеже, потому что здесь есть заводы Pirelli. Для итальянцев культура значит не меньше, чем бизнес. Выставка – в своем роде «культурная инвестиция», так же как совместные исследования с ВятГУ – инвестиция научная. Устойчивое развитие компании Pirelli основывается на взаимодействии с обществом во всех сферах.
 
- Как простые рабочие отнеслись к этому событию?
— Добровольно-обязательного похода на выставку не было. Мы раздали бесплатные пригласительные всем желающим.
 
- Скажите, а сами вы на каких шинах ездите?
— На Pirelli, потому что у меня служебный автомобиль. Личного автомобиля у меня нет, у супруги есть, но эта машина - «Фольсваген» - изначально была укомплектована не нашими шинами. Зимой переобуем ее в Pirelli «Ice Zero». Так что нам есть с чем работать, чтобы уже и «Фольсваген» выпускал автомобили с нашими шинами.
 
- Захватите скоро рынок?
— Безусловно.