+7 (495) 380-00-55

Закон о сезонных шинах: мнение экспертов

Российские автомобилисты продолжают бурно обсуждать законопроект об обязательном использовании сезонных шин. При этом автомобильная общественность России разделилась на два лагеря - одни ратуют за штрафы в отношении водителей, не переобувших по сезону свои машины, другие - категорически против драконовских мер. К первым также примкнули депутаты и производители шин, ко вторым - правозащитники и общественники. Газета «Коммерсантъ» попробовала выяснить мнение экспертов из числа сторонников и противников обсуждаемого законопроекта.

«Использование резины должно регламентироваться. Летом должна быть летняя, зимой - зимняя или всесезонная, с маркировкой M+S, - считает первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков («Единая Россия»). - Водитель сам выберет: шипы лучше загородом, в городе можно и без шипов. Одно понятно - резина должна соответствовать сезону. Время смены покрышек должен выбирать субъект федерации, потому что в Якутии снег уже в сентябре идет, а в Краснодаре зима долго не наступает. Уже принят технический регламент, который вступает в силу с 2015 года: там все условия использования резины оговорены. У меня есть только один вопрос к этому документу: в нем написано, что если износ зимней резины составляет 4 мм, то ее нужно выбрасывать. Но ведь ее можно использовать как всесезонную летом! Это несправедливо. Эту поправку, думаю, пролоббировали производители шин. Поскольку регламент уже есть, то срочно принимать законопроект я не вижу необходимости. Законодательный хаос нам не нужен».

«Не понимаю я упорства депутатов. На днях я побывал в Иркутске, там уже зима. В Екатеринбурге еще весна, в Москве - аномальное потепление. Как быть людям, которые путешествуют по стране? - задаётся вопросом координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. - Ни один человек в здравом рассудке не будет переобуваться на границе каждого региона. Если законопроект будет принят, то это создаст новую, сезонную, кормушку для гаишников. Допустим, в одном регионе уже разрешена зимняя шипованная резина, а в другом - запрещена. Инспекторы будут стоять на границе субъектов и сдирать со всех штрафы. И как быть со всесезонной резиной - она приравнивается к зимней или к летней? Все это приведет к путанице».

«Необходимость, в этом, безусловно, есть. Нельзя эксплуатировать летние шины зимой, а зимние летом, - уверен руководитель бизнесом TikkaSpikes Oy в России (производитель шипов противоскольжения) Виктор Козлицын. - Почему? Эксплуатация шин не в соответствии с сезонностью повышает риск возникновения ДТП, и что особо важно, увеличивается процент смертельных случаев в ДТП. И особенно зимой. Тормозной путь летней шины на льду в разы больше, чем шипованной. А летом сцепные свойства шипованных и фрикционных шин уступают летним. Контролировать это, по моему мнению, не сложно. Визуально при остановке ТС инспектор легко сможет определить на каких шинах автомобиль. Понятно, что летом шипы прекрасно видно, и даже хорошо слышно при движении авто. Зимой несколько сложнее, нерадивый автомобилист будет уверять, что это зимняя фрикционная шина, но здесь в помощь инспектору маркировка сезонности шин, которую производители обязаны наносить на шину. В целом, все не сложнее, чем контроль использования ремней безопасности, детского кресла или тонировки. И намного проще, чем контролировать использование мобильного телефона за рулем».

«Компания Nokian Tyres, как производитель шин для сложных климатических условий, считает сезонность применения шин простым и надежным способом повысить безопасность дорожного движения, - говорится в заявлении пресс-службы Nokian Tyres в России. - Шипованные зимние шины для легковых автомобилей - это наилучшее решение для безопасности в зимний период. Реалии российской зимы таковы, что шины должны обеспечивать оптимальный баланс продольного и поперечного сцепления, эффективное торможение, ускорение и управляемость, как на льду, так и на снегу, на сухом и мокром асфальте, и все это в большом диапазоне температур. Фрикционные шины не могут быть полноценной заменой шипованным шинам на всей территории России. В первую очередь из-за сложных климатических условий, а также из-за различного качества дорожного покрытия и обслуживания дорог».

«Я думаю, что нужно регулировать переход только на зимнюю резину, и то, не вводя санкций. Потому что на практике выявить нарушение на дороге очень сложно, - рассуждает лидер «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин. - Поэтому лучший способ - влиять на водителей косвенным образом, например, через ОСАГО. Допустим, водитель попал в аварию и выясняется, что у него шины были не по сезону. Тогда ему не выплачивают компенсации либо предъявляют регрессный иск. Такие меры могли бы сработать. А заставлять граждан переобуваться на летнюю резину бессмысленно. Нормальные сами не будут ездить на летней резине, это в ущерб себе же. А ненормальных и так не перевоспитаешь. Понятно, что шипы летом не самым лучшим образом влияют на состояние дорог, но проконтроливать это сложно».