+7 (495) 380-00-55

Как контролируют качество сверхкрупногабаритных шин на «Белшине»

Сверхкрупногабаритные шины стоят довольно дорого, и, естественно, брак, если он допущен при их выпуске, обходится предприятию, как говорится, в копеечку. Начальник ОТК завода сверхкрупногабаритных шин ОАО «Белшина» (ЗСКГШ) Артур Меленчук в интервью газете «Шинник» рассказал о том, как контролируется на Бобруйском предприятии качество продукции и что делается для его повышения.

Вопрос: Артур Станиславович, кто на ЗСКГШ в первую очередь стоит на страже качества?
А. Меленчук: В подчинении у меня 36 человек. В каждой смене работают мастер и 7 контролеров ОТК. Но вообще система контроля качества управления технического контроля (УТК) в масштабах «Белшины» единая - контроль качества сырья, материалов и полуфабрикатов по переделам, визуальный контроль готовой продукции по внешнему виду, периодические и приемо-сдаточные испытания шин, которые мы проводим совместно с опытно-исследовательским цехом и центральной заводской лабораторией.

Вопрос: А с чего начинается контроль качества будущей продукции?
А. Меленчук: С контроля качества сырья, материалов и комплектующих. В структуру УТК входит бюро входного контроля, которое совместно с ЦЗЛ как раз и занимается проверкой всего поступающего сырья.

Далее контролируется качество каучуков и сыпучих материалов в подготовительном производстве, проверка их на соответствие требованиям нормативной документации и заявленным партиям по сопроводительным паспортам. В процессе изготовления резиновых смесей контролируются параметры ведения технологического процесса смешения и обработки резиновых смесей на вальцах. Кроме того, в подготовительном цехе есть своя лаборатория, которая осуществляет отбор проб резиновых смесей и контроль их качества по физико-механическим показателям.

Следующий этап - контроль ведения технологического процесса и качества изготовленных полуфабрикатов в цехах-смежниках. И на каждом процессе изготовления деталей протекторов, гермослоя, обрезиненных кордов, колец и крыльев за качеством следит работник службы технического контроля.

Качество сборки браслетов, каркасов и невулканизованных покрышек осуществляется выборочно. Статус годности проверенных полуфабрикатов подтверждается надписями мелом на полуфабрикатах и подписью контролера ОТК в сопроводительном паспорте. Но в ответе за качество не только он. Существующая система предусматривает проведение контроля по соблюдению установленного технологического процесса и качества полуфабрикатов в том числе самими рабочими, мастерами производственных цехов, инженерами технических служб предприятия. Таким образом, при изготовлении продукции используются только полуфабрикаты, соответствующие всем требованиям.

Далее контролеры следят за взвешиванием, окраской, стабилизацией невулканизованных покрышек, за соблюдением режимов вулканизации по диаграммам и контрольно-измерительным приборам.

А после вулканизации шины поступают на приемку, где все они проходят 100-процентный контроль качества по внешнему виду с нанесением штампа ОТК. Цельнометаллокордные шины дополнительно проходят рентгенодефектоскопию на одной из двух установок, рассчитанных на разные типоразмеры шин. С января этого года шины 16.00 R 20 модели Бел-95 дополнительно проходят контроль дисбаланса на станке «Mess-matiс» турецкого производства.

Вопрос: Но одно дело проверка качества, а другое – испытание в условиях, как говорят, приближенных к боевым…
А. Меленчук: Конечно, мы производим отбор шин из партий для испытаний их в ОИЦ и ЦЗЛ. По мере изготовления партии берем шины на периодические испытания, и если шина их не проходит, осуществляем повторный отбор из этой же партии, но уже в двойном размере. Если опять не проходит, то можем полностью забраковать всю партию. Но таких случаев у нас не было. Завершающая стадия контроля качества - выдача сертификата. 99 процентов продукции ЗСКГШ имеют сертификат соответствия, а это тоже гарантия качества наших шин.

Вопрос: При обнаружении брака предприятие несет большие потери?
А. Меленчук: Если установлено, что брак в поступившей по рекламации шине допущен по нашей вине, то все расходы берем на себя. Специальная комиссия устанавливает причины брака вплоть до выявления виновных. Бывали случаи, когда с них удерживали полную стоимость шины - не сразу, конечно, а частями.

Вопрос: А рекламации на продукцию ЗСКГШ часто предъявляют?
А. Меленчук: Если говорить о шинах диагональной конструкции, то бывают редко, они достаточно хорошо зарекомендовали себя на мировом рынке. По цельнометаллокордным - еще есть вопросы, но, решая их, мы плотно работаем с зарубежными специалистами, чтобы изменить ситуацию к лучшему.

Назад