+7 (495) 380-00-55

Пол Хембри: Мы добились желаемого результата, шины стали стабильнее

C момента возвращения компании Pirelli в Формулу-1 в 2011 году глава ее спортивного подразделения Пол Хембри остается в центре внимания болельщиков, специалистов и спортивных СМИ. Свое очередное пространное интервью британец русскоязычному специализированному интернет-изданию F1News.Ru.

Вопрос: Пол, для начала: как болельщик и глава программы Pirelli в Формуле-1, вы ждете столь же захватывающего сезона, как в прошлом году?
Пол Хембри: Сложно сказать. По большому счету машины с прошлого года не изменились, но пелотон должен стать ещё плотнее. Правда, есть риск, что в середине сезона некоторые команды поймут, что шансов на победу уже нет, и полностью переключатся на подготовку к  сезону 2014 года, когда нас ждут серьёзные перемены.

С другой стороны, мы можем рассчитывать на напряженную схватку между лидерами. Ferrari, McLaren и Red Bull были очень близки друг к другу в прошлом году, а Lotus и Mercedes теперь, похоже, к ним подобрались. Мне кажется, все надеются, что в начале чемпионата пять разных команд будут бороться между собой за победы и подиумы.

Вопрос: Сейчас уже можно подвести итоги тестов. В Барселоне выглянуло солнце, но осталось всего полтора дня…
Пол Хембри: Да, наконец, солнечный день. Это радует. С точки зрения работы с резиной погодные условия в межсезонье оказались неидеальными, мы не смогли собрать полезной информации. Было холодно, а при столь низких температурах резина быстро разрушалась. В то же время, я доволен тем, что команды смогли поработать с шинами для мокрой трассы. В прошлом году у них не было такой возможности.

Судя по комментариям, пилоты оценили проделанную нами работу с дождевой резиной. Шины стали стабильнее. В прошлом у нас возникали определенные проблемы, когда в скоростных поворотах, задняя часть машины резко теряла сцепление с трассой и гонщикам было достаточно сложно её поймать. Мы сделали что планировали, и получили множество подтверждений того, что добились желаемого результата.

Если говорить о сликах… Я думаю, командам ещё очень многое предстоит понять в пятницу в Мельбурне, поскольку на зимних тестах - мы видели это и два года назад, и в прошлом сезоне - при столь низких температурах, износ шин велик. Если говорить конкретно о Барселоне: когда через четыре месяца мы вернёмся сюда на Гран-при Испании, у многих будет впечатление, что они используют совсем другую резину.

Вопрос: У вас была возможность хотя бы немного сравнить данные с теми, что были получены в ходе частных тестов на протяжении прошлого сезона?
Пол Хембри: Да, мы были здесь в октябре, с собственным шасси Renault 2010 года, и представляем, как работают новые шины в Барселоне. У команд нет этой информации, но они имели возможность летом опробовать составы Medium в Германии на тренировках. Никаких проблем с деградацией не было. Я бы сказал, что у нас достаточно данных, чтобы понимать, что ждёт нас в новом сезоне. Мы уверены, никаких проблем в Мельбурне при более высоких температурах - скажем даже "в нормальных условиях" - не будет.

Вопрос: Вы уже затронули тему погоды. Учитывая то, сколь холодно было этой зимой в Испании, вы бы предпочли сменить площадку? Провести предсезонные тесты, скажем, на Ближнем Востоке?
Пол Хембри: Многое зависит от команд. С позиции Pirelli, с моей позиции, если бы кто-то предложил провести испытания шин в феврале в Барселоне, я бы сказал: "Нет, это просто потеря времени". Но я не говорю, что это время потеряно для команд. Потому что они работают не только с шинами. У них есть чем заняться на тестах, даже при такой температуре.

Пару лет назад, в 2011-м, была идея сделать небольшую остановку в Бахрейне по пути в Австралию. Это не сработало, но, мне кажется, нам стоит еще раз изучить этот вопрос.

Вопрос: Стамбул - подходящее место? Завод Pirelli находится там…
Пол Хембри: Я был в Стамбуле на прошлой неделе, и немного замерз. Не думаю, что это один из вариантов.

Вопрос: У Pirelli заканчивается контракт с организаторами чемпионата. Пресса цитирует ваши слова о том, что компании нужен "правильный" новый контракт. Что именно вы под этим подразумеваете?
Пол Хембри: Нам нужно понимать условия работы, чувствовать уверенность в том, как будет функционировать вся система, включающая команды, промоутера, FIA и Pirelli. Мы инвестируем в этот проект огромные средства. Бюджет велик. Но в первые два года затраты окупались за счет маркетинга. Мы удовлетворены отдачей.

На данный момент ситуация такова: мы довольны и хотим продолжения. Но если цены возрастут или изменятся другие факторы, мы будем вынуждены пересмотреть условия нашего участия. Нам надо понимать, что ждет Формулу-1 и Pirelli в будущем. И если нам удастся прийти к соглашению, которое устраивает все стороны - мы останемся в Формуле-1 в 2014 году. Если нет - скажем "до свидания". Я буду расстроен. Но, в любом случае, для нас это бизнес. И мы должны удостовериться, что отдача превышает инвестиции.

Вопрос: Если построить вопрос таким образом: вас устроили бы те же - или примерно те же - условия, которые есть сейчас?
Пол Хембри: Да. Если все останется как сейчас, нас это вполне устраивает. Но спорт не стоит на месте. Мы тоже можем меняться, менять подход, если это необходимо командам или организаторам. Мы должны удостовериться, что все вместе можем создать продукт, привлекательный для публики.

Вопрос: У вас есть крайний срок принятия решения?
Пол Хембри: Я не хочу называть сроки - в определенном смысле это все равно, что приставить пистолет к голове оппонента. Это не то, чего мы сейчас пытаемся добиться.

В компании много наемных сотрудников, работающих непосредственно над проектом в Формуле-1. У них есть семьи. Они хотят знать и спрашивают каждый день: "Что происходит? Мы продолжим заниматься этим в следующем году?"

Наступит момент, когда мне как руководителю, надо будет сказать людям "да" или "нет". Сейчас я не знаю, какой из двух вариантов будет озвучен. Мои собственные руководители должны известить меня об этом. Время идет, уже второй день марта, и нам хотелось бы определиться в ближайшее время.

Вопрос: Понятно, что конкретные сроки назвать сложно. Но, если зайти с другой стороны… Сколько времени вам потребовалось перед началом сезона - от момента подписания контракта до старта первой гонки - на подготовку?
Пол Хембри: Восемь месяцев. И… Я бы никому не рекомендовал действовать по той же программе (смеётся). Я постарел на десять лет за эти восемь месяцев - непростой вызов. Думаю, это показывает насколько мы действительно этого хотели, и то, чего можно добиться, приложив максимум усилий. Но я бы сказал, что оптимальный срок для подготовки такого проекта - 18 месяцев.

Вопрос: Допустим, условия будут развиваться по лучшему из вариантов, и вы продолжите работать. В чемпионате меняется регламент, в Формулу-1 вернутся турбомоторы. Когда регламент сменился в WTCC и производители поставили на свои машины турбомоторы вместо атмосферных, на долгое время именно шины вышли на первый план. Было множество проколов, хаотичные гонки, победители которых определялись, исключительно благодаря "шинному фактору". Это предмет для беспокойства?
Пол Хембри: Количество информации лимитировано. Насколько мы понимаем, у моторов будет больший крутящий момент на выходе из поворотов. Есть риск перегрева резины выше приемлемых температур - исключительно из-за пробуксовки. Это то, что мы хотели бы понимать.

Мы можем уменьшить характеристики сцепления, но потенциально это может привести к проблемам в скоростных поворотах. На таких трассах как в Спа или Монце это может привести к деформации шин. Нам надо гарантировать, что они выдержат нагрузку. Есть вопросы, на которые нам нужно знать ответы сейчас, до того, как мы отправимся на тесты, чтобы не обнаружить наличие проблем уже там.

Вопрос: Насколько в этом вопросе можно рассчитывать на теорию? Многие команды хотят провести тесты с новыми моторами ещё до окончания сезона, но, судя по всему, этого не произойдет. Pirelli находится в той же ситуации, что и команды, - у вас нет машины, построенной по новому регламенту...
Пол Хембри: Мы можем создать схожие условия на симуляторе, получив необходимые данные. Я не говорю, что они будут исчерпывающими, но достаточно полными, чтобы избежать больших неприятностей. Как только мы будем иметь информацию о характеристиках двигателя и возможных нагрузках на шины, мы проведём тесты на симуляторе.

Вопрос: Последний вопрос, Пол. Сколько пит-стопов будет в Мельбурне?
Пол Хембри: Серхио Перес предположил, что десять. Вот мои условия: если не будет дождя, и он сделает десять пит-стопов по ходу гонки, я обеспечу его и его семью пиццей на весь оставшийся год за собственный счет.

Кроме шуток: я думаю, что пит-стопов окажется от двух до трех. Все будет нормально.

Назад