+7 (495) 380-00-55

Стефан Юханссон: Шины не должны быть решающим фактором

Ситуация с шинами в Формуле-1 сродни запутанному многосерийному детективу, в котором автор (компания Pirelli) ставит все новые и новые задачи (разнообразные сочетания составов резины на Гран-при) перед участниками сериала (пилотами и командами). Очередным поворотом сюжета стало решение поставщика шин из Милана изменить состав резиносмеси самых жестких сликов Pirelli P Zero Orange (с оранжевой маркировкой).

Специалистами Формулы-1 ситуация с резиной воспринимается неоднозначно и многими воспринимается с удивлением. Например, известный шведский экс-пилот F1 Стефан Юханссон в интервью изданию EVO Magazine подметил, что в те времена, когда он сам гонялся в Чемпионате мира (1980-1991 г.г.), у пилотов  не было таких сложностей с шинами, как в последние два года.

«В те годы мы по-другому работали с шинами. Нам было разрешено проводить много тестов, и испытаниям резины уделялось огромное внимание. Когда я выступал за Ferrari, мы постоянно проводили шинные тесты. На самом деле, именно эта сторона спорта мне нравилась больше всего, - говорит 56-летний шведский мастер. - На тестах ты работаешь с инженерами-шинниками и начинаешь по-настоящему разбираться в том, как работает резина, ведь это очень важно. В конечном итоге с трассой контактируют только шины, и если тебе удалось понять, что нужно для их эффективной работы, тогда ты получаешь преимущество, особенно в гоночных ситуациях.

Думаю, именно поэтому мой второй сезон в Ferrari был настолько лучше, чем первый. В течение всего года я сосредоточенно занимался шинными тестами, чтобы найти наилучшие гоночные настройки, а квалификации уделял меньше внимания. Мне нравился тестовый период: часто именно он приносил наибольшее удовлетворение.

Тогда не было такой неопределенности с шинами, как сейчас. Никогда не ставилась задача сделать резину определяющим фактором, влияющим на исход гонок. Разумеется, тогда шли шинные войны, поскольку резину командам поставляли Goodyear, Michelin и Pirelli, но в основном все это шло на пользу спорту. Иногда эти компании допускали какие-то ошибки, но в основном качество их продукции только росло. И, поскольку мы много времени проводили на тестах, это позволяло выявить любые проблемы, связанные с шинами, и инженеры быстро их решали.

Сейчас команды тратят почти по $300 миллионов в год, и в основном эти деньги идут на то, чтобы сделать машины быстрее. В распоряжении команд самые передовые технологии в мире, сравнимые с теми, что применяются в аэрокосмической сфере. Но затем вы ставите на машину наименее дорогую часть - шины - и все, чего команды добились зимой, во многом оказывается бесполезным. Результаты гонок зависят от того, насколько эффективно вы умеете использовать резину. Утверждение, что наибольшие шансы на успех дает самая быстрая машина, уже утратило свою актуальность, а это, по-моему, совершенно неправильно. Шины - это важно, но они не должны быть решающим фактором, от которого зависит результат».