+7 (495) 380-00-55

Ринат Биктимеров: «В стране не осталось вузов, выпускающих специалистов по шинам»

Как рассказал в ходе интернет-конференции «Бизнес Online» исполнительный директор ТД «КАМА»  Ринат Биктимеров, Нижнекамский шинный комплекс максимально подготовился  к вступлению в ВТО.  

Модернизировано производство легковых шин. Закончена модернизация производства грузовых шин. Вся продукция прошла европейскую сертификацию и успешно продается как в Европе, так и по всему миру. Даже в годы экономических спадов производство в Нижнекамске не снижалось.

Однако есть и вопросы к партнерам по ВТО на Западе. Оказалось, что российским производителям придется проходить дополнительную сертификацию, прежде чем их пустят на европейский рынок. Это одна из стандартных протекционистских мер в мире - так защищают отечественного производителя. Биктимеров на это резонно замечает: «А почему бы и европейским производителям не пройти сертификацию к российским условиям, давайте испытаем их шины при температурах от -40 до +50 и посмотрим, как они будут себя вести. Пусть, например, возьмут нашу шину за аналог и попробуют довести ее до схожих показателей».

Кроме дополнительной сертификации, которую можно пройти только в европейских центрах, есть еще ряд проблем. Бороться с ними - основная задача на ближайшее время. При этом наиболее эффективным Биктимеров назвал объединение всех отечественных производителей в один холдинг, по его словам, это распространенная мировая практика, когда в одной стране действует один мощный производитель. На конкуренции это никак не сказывается, поскольку сегодня на отечественном рынке уже более 100 брендов шин.

Одной из главных угроз для себя отечественные производители шин видят наводнение рынка подержанными колесами из Европы, Китая и Японии. По словам Биктимерова, в прошлом году на рынок был осуществлен массовый вброс подержанных шин, который ощутили все игроки шинного рынка, в том числе и в Нижнекамске.

Колесо в сборе сегодня не облагается никаким налогом, а отслужив свой и так уже не долгий срок, вредный для экологии товар ввозится на территорию России и утилизировать его будут здесь. Этот же вопрос производители поднимают и в отношении новых импортных шин. Ведь если производитель не платит в стране налогов, не несет никакой социальной нагрузки, а только лишь извлекает прибыль из продажи своего товара на территории нашей страны, разве правильно его будет ставить в аналогичные условия и с отечественным производителем? Какие решения этой проблемы предлагают из Нижнекамска?

Очень больная проблема - это кадры. В стране не осталось ни одного профильного вуза, выпускающего специалистов по шинам. В 2001 году закрылся последний НИИ, занимавшийся изучением этой проблематики. Поэтому сегодня большую часть технологий и ноу-хау приходится закупать за границей. Биктимеров отметил, что это уже не только вопрос того, что есть необходимость постоянно платить чужим ученым и специалистам за обучение и технологии, но еще и вопрос экономической безопасности: 80% колес для российской армии производится в Нижнекамске. При этом отечественные разработки есть, но вот воплотить их пока не получается.

Другой вопрос - рабочие руки. Исполнительный директор ТД «КАМА» сетует, что нет желающих работать грузчиком даже за ставку в 20 тысяч рублей. Молодежь хочет много зарплаты и сразу, не обладая при этом даже базовыми навыками. А новые технологии требуют совершенно другой подготовки - к примеру, сегодня сборщика шин необходимо готовить полгода. А производство с каждым годом становится все более автоматизированным и все более сложным. Для решения этой проблемы в Нижнекамске назначили стипендию студентам и сотрудничают с одним из колледжей, гарантируя трудоустройство студентам, но и этого не хватает. Требуется поддержка на государственном уровне.

Главным детищем нового завода, в строительство которого вложили свыше 16 млрд рублей, стали ЦМК шины. Как заверил Биктимеров, эта технология на несколько лет опережает самые передовые разработки и делает российского производителя конкурентоспособным на мировом рынке.

Новые шины для грузовых автомобилей производятся из натурального каучука, который закупается в Юго-Восточной Азии, в изготовлении используется меньше химических соединений. Правда, и изделие получается в полтора-два раза дороже. Но, как отметил Биктимеров, и срок его службы в 4 раза больше, не говоря уже об улучшенных характеристиках - на новых шинах гораздо меньше тратится топливо, большее сцепление с дорогой, они более безопасные. Не говоря уже об экологической целесообразности - когда на свалку идет одно колесо вместо четырех.

Грядущего кризиса в ТД «КАМА» не боятся, здесь не только успешно пережили 1998 и 2008 годы, но и вышли на объемы производства, превышающие времена СССР. Секрет такой устойчивости к потрясениям, по словам Биктимерова, - в работе сразу на трех рынках: российском, комплектационном и экспортном. Падения или колебания одного позволяют компенсировать другие рынки, так, по крайней мере, было до сих пор.

Отвечая на вопрос о кризисе, Биктимеров отметил, что его не только не боятся, но еще и строят планы по экспансии на европейский рынок. Тем более что западные производители уже знакомы с брендом «КАМА». Например, 95% производимых в России Skoda и Volkswagen оснащены этими шинами. Кроме того, около 50% продукции заводов идет на экспорт.

В ближайших планах компании - расширение сервисной сети Tyre&Service в Европе и России, увеличение ассортимента. В настоящий момент два сервисных центра действуют в Чехии, 55 - на Украине, 10 - в Казахстане, но оттуда предприниматели надеются распространить влияние на всю Европу и Среднюю Азию.

Назад