+7(495)38-000-55

Как скажется присоединение России к ВТО на ее шинной отрасли

Российская шинная отрасль, ориентированная более чем на 75% на внутренний рынок, относится к числу отраслей, наиболее уязвимых в условиях присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО), сообщает Агентство экономической информации «Бизнес-ТАСС» со ссылкой на материалы шинного холдинга «Кордиант».

Негативное воздействие присоединения Росси к ВТО на российскую шинную отрасль будет определяться низкой конкурентоспособностью производства ввиду высокой изношенности основных фондов и дефицита средств на их модернизацию, а также увеличением притока импортной шинной продукции.

В соответствии с обязательствами, взятыми Россией в ходе переговоров о присоединении к ВТО, таможенные пошлины будут снижены, в частности, для легковых шин с нынешних 20% до 10% к 2017 году, для грузовых и автобусных шин с 15% до 10% к 2015 году.

Признаки демпинговой политики азиатских импортеров наблюдаются уже в настоящее время - в частности, в сегменте легкогрузовых и грузовых шин - несмотря на действующие высокие таможенные пошлины. Так, в первом полугодии 2012 года был отмечен стремительный рост поставок шин из КНР в сравнении с другими производителями. Угроза демпинга на шинном рынке РФ останется высокой и в перспективе, поскольку возможность отрасли противодействовать этим процессам будут ограничены отсутствием экспертизы и опыта антидемпинговых процедур в соответствии с требованиями ВТО, констатирует «Кордиант».

Согласно приведенной в обзоре справке, на конец первого квартала 2012 года доля легкогрузовых шин китайского производства выросла в шинном импорте РФ с 2010 года с 12,8% до 30,4%, доля в потреблении РФ шин - с 2,2% до 11,3%, а заявленные китайскими производителями цены были более чем в 2 раза ниже полной себестоимости аналогичной продукции российского производства. Наличие демпингового импорта из Китая в сегменте грузовых шин выражено ростом поставок на 80%.

Вследствие действия указанных факторов на фоне снижения таможенной защиты российские производители автомобильных шин столкнутся с рядом серьезных проблем. Основные из них - недополучение прибыли, резкое сокращение производства, замедление инвестиционной деятельности, сокращение на предприятиях числа рабочих мест, рост социальной напряженности. В частности, для себя «Кордиант» оценивает возможность недополучения прибыли в 2012-2017 годах в сегменте легковых шин на сумму свыше 4 млрд рублей, в сегменте грузовых шин - 2,2 млрд рублей; замороженные инвестиции при этом могут составлять 12 млрд рублей.

В целях смягчения негативного воздействия от снижения ввозных пошлин на шинную отрасль и придания импульса поступательному развитию отрасли на долгосрочную перспективу «Кордиант» совместно с другими шинными производителями предлагает принятие комплекса мер.

В числе выдвигаемых «Кордиантом» мер - продление действия программы возмещения из федерального бюджета части затрат производителей на уплату процентов по кредитам, привлеченных для реализации экспортных контрактов; пролонгация практики освобождения от уплаты НДС ввозимого на территорию РФ технологического оборудования, аналоги которого не производятся в РФ; введение квот на импорт шин в РФ; полный запрет ввоза бывших в употреблении шин; повышение евросоставляющей импортной пошлины на период до 2017 года; повышение с 2016 года экспортных пошлин на некоторые виды синтетических каучуков (сырье для шинного производства).

«Кордиант» также инициирует внедрение разработки административных правил в рамках требований к испытаниям и сертификации импортируемых шин и предлагает практику предоставления шинным производителям льготных кредитов на закупку сырья и оборудования. Подчеркивается, что при осуществлении государством закупок шин для нужд федеральных и муниципальных органов исполнительной власти необходимо установление приоритета шин российского производства. При этом правила ввоза в РФ импортной шинной продукции должны устанавливаться исключительно российскими представительствами иностранных производителей.

Назад