+7 (495) 380-00-55

Как производятся шины Nokian

Шинный гигант Nokian Tyres устроил экскурсию по своему заводу во Всеволожске для журналистов дальнего Востока. Как сообщает РИА PrimaMedia, дальневосточникам показали, как производятся настоящие качественные шины Nokian, что такое настоящий корпоративный дух и в чем кроется секрет успеха бренда с более чем столетней историей. Делегация журналистов из Владивостока, Хабаровска и Южно-Сахалинска попала на единственный завод известного финского концерна в России, который расположен в Ленинградской области.

Огромный завод, занимающий порядка 30 гектаров, был официально открыт 22 сентября 2005 года недалеко от Санкт-Петербурга. Попасть к нему из Северной столицы можно по знаменитой «Дороге жизни» - единственному пути из блокадного Ленинграда во время Второй мировой войны, на котором теперь через каждый километр стоит памятный обелиск.

Сама территория завода выглядит неприступной - обнесена высоким забором, на проходной очень строгая пропускная система. Наверное, попасть на предприятие для тех, кто интересуется подобными сложными видами производств, не такая уж сложная задача - по договоренности. Но делегация из Дальнего Востока на заводе, похоже, оказалась впервые.

Справка. Nokian Tyres - финская компания, крупный производитель шин в Скандинавии. Штаб-квартира - в городе Нокиа. Как отдельная компания Nokian была образована в 1988 году путем выделения из конгломерата Nokia, с 1967 года являлась его «резиновым» подразделением (другими дивизионами были деревообработка и электротехника). Сейчас Nokia (ставшая крупнейшим поставщиком мобильных телефонов) не имеет никакого отношения к Nokian.

Nokian Tyres - известный производитель шин для легковых и грузовых автомобилей, лесной и строительной техники, велосипедов. Особую известность получили зимние шины марки Nokian Hakkapeliitta, в том числе шипованные. Выпуск шин ведется на собственных заводах в городах Нокиа (Финляндия) и Всеволожск (Россия). Также компания размещает заказы на производство шин под своим брендом на сторонних предприятиях.

За семь лет российские шинники вышли на показатель от одного до 11 млн шин в 2011 году. Изготовление покрышки - это сложный и высокотехнологичный процесс, многие этапы которого выполняются уже даже не людьми, а компьютеризированными системами и роботами, за которыми приглядывают квалифицированные специалисты.

Перед тем, как попасть на производственный процесс, обязательное облачение в жилеты, примерка аудио-гидов. Общаться без них на заводе сложно - в цехах высокий уровень шума, поэтому на входе установлен даже специальный автомат с берушами для рабочих. Перемещение только по специальным дорожкам, чтобы не попасть под электрокар. Фото только в обозначенных местах, и чтобы в кадр не попадали мониторы компьютеров, на которых указаны технические параметры - за этими данными охотятся все конкуренты.

Экскурсия начинается с цеха миксинга, где изготавливаются резиновые смеси для компонентов шин. Используется как натуральный, так и искусственный каучуки. Как правило, для летних шин - больше искусственного каучука, для зимних - натурального, благодаря чему знаменитые зимние покрышки мягкие при низких температурах.

Переносить тяжелые брикеты руками не надо - в ход идут пневмощупальцы. На транспортер попадает каучук и другие компоненты будущей смеси -  вулканизирующие и легирующие добавки, сажа. Готовая продукция складывается на поддоны, ее ждет контроль качества. Фрагмент произвольно выбранной смеси попадает в специальную лабораторию по почте, а точнее - по пневмопочте в полупрозрачных контейнерах. А уже в лаборатории специалисты делают все анализы и дают разрешение на дальнейший производственный процесс.

Далее попадаем в цех компонентов. Пожалуй, самый громадный цех, состоящий как из множества линий по производству отдельных компонентов шины, так и из участков, где шина обретает свой привычный облик.

Компания Nokian Tyres известна особенным вниманием к качеству покрышек, ведь она является лидером рынка премиальных шин в России. Покрышки состоят из нескольких слоев, для которых существуют отдельные линии производства. Например, линия по производству протектора и боковин шин. Они должны обладать особой прочностью на разрыв и высокой износостойкостью. Тут же линия по производству гермослоя, который заменяет камеру в бескамерных шинах, а потому имеет высокую газонепроницаемость, хорошую стойкость к старению и теплостойкость, обладает высокой эластичностью и отличными адгезионными свойствами, а также хорошо сопротивляться раздиру.

Рядом работает еще одна линия по изготовлению текстильного и стального корда (брекера). Корды нарезаются и склеиваются под углом, дополнительно обрезиниваются.

Хранятся готовые компоненты, как правило, в больших катушках с текстильной прослойкой для предотвращения слипания. Таких катушек в цеху очень много.

В конце концов, все готовые компоненты «встречаются» на одном участке сборки. Шиносборочная машина соединяет в единое целое протектор, боковину, корд, гермослой и другие компоненты. При этом внутри «конструкции» раздувается специальная диафрагма, благодаря которой покрышка в считанные мгновения приобретает привычную глазу форму. При этом все подгоны и проклейки делает сам агрегат по заранее введенным данным. Эти роботы программируются под любой тип покрышек. На заводе есть современные линии, где от человека требуется только надевать на рычаги готовые боковины, а есть совсем уж новейшее оборудование, где участие человека не потребуется.

Но это еще не финал. Покрышка пока скорее похожа на болванку, заготовку. Впереди у нее жаркая баня - 10-15 минут под прессом. Под высоким давлением и температурой шина находится в пресс-форме - идет процесс вулканизации. Здесь формируется рисунок протектора и все маркирующие надписи по бокам. Пресс-форма - это круглая матрица из четырех сегментов. На ней нанесены все те элементы, создающие особый рисунок шин Nokian, которыми так гордится компания. Поговаривают, что каждая такая пресс-форма стоит не меньше автомобиля BMW X5. На заводе на специальных складах находятся сотни таких пресс-форм, но фотографировать их строго запрещено - они тоже могут стать объектом промышленного шпионажа от конкурентов.

После вулканизации шина выглядит так, как ее привыкли видеть в магазине. По конвейеру она попадает к специалисту визуального осмотра. Пока она горячая, на ней еще можно заметить пузырьки, трещины, разрывы и прочие дефекты. Такие шины немедленно отбраковываются и уничтожаются прямо на месте - разрезаются мощными секирами. Ни одна бракованная шина не покинет завод.

Последний этап - автоматический контроль качества. Компьютер выявляет возможное отклонение по массе, диаметру и так далее. Только в случае, если все показатели в норме, на покрышку наклеивается фирменный лейбл, означающий, что она будет служить будущему владельцу максимально долго и безопасно. Шины отправляются на склад готовой продукции. Там же резину «ошипуют».

Максимально современная техническая оснащенность и правильный подход к производству вывели шины компании в лидеры на российском рынке в самых престижных ценовых сегментах. И не только в России, они также поставляются на экспорт в более чем 35 стран. А мощности завода во Всеволожске только увеличиваются. Планируется к открытию еще один завод, который будет располагаться рядом.

В день дальневосточной экскурсии очень многие работники завода спешили поскорее закончить свою смену. Они спешили не домой, а на спортивные соревнования, которые организовала компания. И стало ясно, насколько силен корпоративный дух у работников такого молодого предприятия. Как оказалось, это не только следствие заботы об условиях труда и хорошей зарплате. Компания Nokian заботится и о будущем работников. Всего в нескольких километрах от завода построены первые несколько домов Hakkapeliitta Village - квартала для сотрудников компании. И еще три дома сдадут в ближайшее время. Редкий пример, когда работодатель сам строит жилье и сам, без посредников банка, предоставляет выгоднейшую ипотеку. И даже улица в новом квартале своим названием прославляет труд шинников.

Назад