+7 (495) 380-00-55

Джеймс Аллен: «Ключ к победе в Монако - эффективная шинная стратегия»

По окончании очередного этапа Чемпионата мира F1 британский эксперт и обозреватель Формулы-1 Джеймс Аллен анализирует стратегию команд в гонке Гран-при Монако.

«В Монако многое решила стратегия. Четвёртый раз в шести гонках пилот, лидировавший по итогам первого круга, финишировал первым. Некоторые продолжают сравнивать этот сезон с лотереей из-за непредсказуемого поведения шин Pirelli, но статистика говорит о том, что верный подход к квалификации и гонке остаётся одним из ключевых факторов успеха. С одной стороны для этого важно хорошо провести квалификацию и выиграть старт, с другой стороны, очевидно, что шины работают гораздо лучше, когда перед вами свободная трасса, а не машина соперника.

На трассах, вроде Монако, где сложно обгонять, эффективная стратегия порой становится единственным средством борьбы за позицию, именно этим воспользовались в Red Bull и Ferrari. Как и в прошлом году, резина выдержала большую дистанцию, чем многие ожидали, а гонка складывалась иначе, чем предполагали специалисты по стратегии, говорившие о двух пит-стопах для гонщиков первой шестёрки. Скорость Феттеля на первом отрезке заставила их скорректировать свои планы.

Перед гонкой команды были уверены в том, что сильнейшие гонщики дважды сменят резину - в районе 26 и 52 круга. При этом, стартовав на SuperSoft, пилоты будут использовать более жесткий Soft на втором и третьем отрезке. Эти расчёты базировались на недостаточной информации о работе SuperSoft, которую не удалось собрать на свободных заездах в четверг из-за плохой погоды. В гонке этот состав позволил проехать большую дистанцию, чем ожидалось.

По ходу гонки произошло несколько событий, разрушивших эти планы, в результате большинство пилотов лишь однажды останавливались в боксах. Прежде всего - это прогноз погоды, обещавший дождь в районе 28 круга, что заставило большинство команд затянуть первый пит-стоп, чтобы не останавливаться дважды - сначала для второго комплекта сликов, а потом для их смены на промежуточную/дождевую резину. Во-вторых, Себастьян Феттель проехал очень длинный первый отрезок на Soft и команды увидели, что этот состав почти не теряет скорость даже после сорока пройденных кругов.

После этого у лидеров уже не было необходимости останавливаться второй раз, к тому же, это могло дать очень серьёзное преимущество Феттелю. В результате они сбросили скорость на втором отрезке, чтобы резина продержалась до финиша. Росберг финишировал вторым, проехав 51 круг на одном комплекте шин Soft.

Понимая, что многое решит резина, Фернандо Алонсо отстал от Льюиса Хэмилтона на первом отрезке гонки, чтобы сохранить шины. Он скорректировал технику пилотирования, снизив нагрузку на резину, которая сильно изнашивается в случае возникновения пробуксовки на выходе из медленных поворотов, особенно вместе с боковым скольжением. Алонсо направлял машину в поворот, прежде чем нажать педаль газа и пользовался ей более аккуратно, чем многие из соперников. В конце отрезка это позволило получить преимущество.

Алонсо хорошо стартовал, избежал серьёзных повреждений после контакта с Грожаном и едва не обогнал Хэмилтона. В конце первого круга он ехал четвёртым, позади Льюиса, но потом отпустил его на три или четыре секунды, чтобы сберечь стартовый комплект SuperSoft. Однако, к тому моменту, когда Льюис на 29-м круге свернул в боксы, Фернандо вновь подобрался достаточно близко, и, едва Хэмилтон отправился на пит-стоп, взвинтил темп. Он использовал в свою пользу и медленный прогрев шин Soft на машине Хэмилтона, когда Льюис кругом позже сменил резину.

Однако, если бы Фернандо проехал ещё один или два круга на стартовом комплекте SuperSoft, он мог выиграть гонку, поскольку эта резина была быстрее, чем свежие комплекты шин Soft, с которыми поначалу возникли проблемы у Уэббера и Росберга. Тридцатый круг Марк проехал за 1:24.518 - на три секунды хуже последнего круга Алонсо на SuperSoft.

Вероятно, в Ferrari не стали рисковать потому, что Росберг, покинув боксы, проехал следующий, 29-й круг, за 1:19.181. Они решили, что раз Нико так быстр, то и Льюис покажет хорошее время, а значит - пора сменить резину у Алонсо. Но на следующих 30 и 31-м кругах Росберг, Уэббер и Хэмилтон испытывали серьёзные проблемы с Soft, и Фернандо мог бы их опередить.

Впрочем, если бы этого не произошло, Фернандо рисковал откатиться на пятое место, и в Ferrari не стали рисковать, ведь залог успеха в этом сезоне - стабильность и максимальное количество очков в каждой гонке. Пятнадцать очков, заработанных Алонсо, позволили ему покинуть Монако лидером чемпионата.

Чемпион мира Себастьян Феттель стартовал девятым после неудачной квалификации, но у него было два козыря, и он их блестяще разыграл. Отказавшись от участия в финале квалификации, немец обеспечил себе свободу выбора состава резины для стартового отрезка, и выбрал Soft, чтобы проехать длинный первый отрезок.

Прогноз, обещавший дождь на 28-м круге, также сыграл ему на руку. Лидеры уже потеряли скорость, и его отставание оказалось не так велико, как в случае использования тактики двух пит-стопов, в тот момент, когда они поехали в боксы. На 31-м круге Феттель захватил лидерство и на свободной трассе проезжал круги в лучшем темпе, чем ближайшие соперники, которым никак не удавалось прогреть новые шины Soft.

Особенность резины Pirelli в том, что она эффективна в очень узком диапазоне температур, и если вам не удаётся прогреть шины до необходимых значений, она серьёзно теряет в скорости. С каждым кругом Феттель отрывался от ехавшего вторым Уэббера, и к 37 кругу его преимущество увеличилось до 16 секунд. Если бы он отыграл 21 секунду, то после пит-стопа мог бы сохранить лидерство, оставшись перед Уэббером, но на 38-м круге на машине Марка прогрелась резина и отставание начало сокращаться. Теперь уже стратеги, работавшие с Феттелем, думали о том, как поступить, и каким Себастьян сможет вернуться на трассу.

Феттель проехал ещё несколько кругов - резина позволяла показывать хорошее время, в Red Bull Racing поняли, что теперь их цель - борьба с Хэмилтоном, который на 45-м круге уступал Феттелю 21.4 секунды. В этот момент Себастьяна позвали в боксы, и он вернулся на трассу перед Льюисом.

Хэмилтон был расстроен тем, что команда не сообщила ему об угрозе со стороны Феттеля, но, стартовав третьим, он в итоге финишировал только пятым. Неудивительно, что он расстроился, уступив Алонсо и Феттелю только за счёт стратегии.

Пол ди Реста отлично провёл гонку. Стартовав на Soft, он сменил резину на SuperSoft на 35-м круге, проехал на этом комплекте 43 круга, и в итоге, после старта с 14-го места, финишировал седьмым».