+7(495)38-000-55

Гран-при Австралии с точки зрения шин

Pirelli начинает свой второй сезон в Формуле-1 в качестве эксклюзивного поставщика шин, обновленных в связи с введением нового аэродинамического и технического регламента, существенно повлиявшего на конструкцию болидов.

Запрещены выдувные диффузоры, отработавшие газы должны отводиться из болида в его верхней части, что сместило центр нагрузки вперед. Ранее выдувные диффузоры применялись для повышения сцепления задних шин болида, даже когда водитель отпускал педаль газа.

Из-за смещения центра нагрузки вперед существенно меняется фундаментальный баланс болида, что влияет на работу шин и варианты их использования. Теперь аэродинамические силы действуют на болид иначе: усилия на шины перераспределились, а ощущения пилота изменились. Кроме того, большинство болидов получили ступенчатую конструкцию носового обтекателя.

Увеличенное давление на переднюю ось болида улучшает поворачиваемость и точность управления в поворотах, а также смену направления движения на средней и высокой скорости. Но со смещением нагрузки к передней части снижается прижимная сила сзади болида, что осложняет работу задних шин по предотвращению скольжения в поворотах и пробуксовки при разгоне.

Стиль вождения, необходимый для контроля задней части болида в моменты избыточной поворачиваемости и пробуксовки колес, подвергает большим нагрузкам все шины, что повышает рабочую температуру как передних, так и задних шин. Результатом является повышенный износ задних шин и смещение баланса в сторону избыточной поворачиваемости.

Реакцией Pirelli стало повышение сцепления задних шин и применение более прямоугольных профилей для увеличения пятна контакта с асфальтом. Новые профили, разработанные для равномерного распределения нагрузок по всему пятну контакта даже в самых сложных условиях, компенсируют последние технические ограничения. В то же время они оптимально сочетаются со стилями вождения пилотов, которые становятся все более продвинутыми и агрессивными для противодействия сниженному сцеплению в задней части болида.

Еще одним важным пунктом нового шинного регламента 2012 года является то, что теперь пилоты имеют право использовать все 11 отведенных на гоночный уик-энд комплектов шин, начиная непосредственно с пятницы. Это правило должно позволить пилотам не ограничивать свои выезды на трассу для экономии шин на будущее, а также предоставить болельщикам возможность увидеть больше действий на трассе.

Наконец, цветовая маркировка шин Pirelli в текущем году стала более отчетливой, а шины для дождливой погоды получили новое название - Cinturato. Именно так назывались шины, с которыми Pirelli впервые участвовала в Формуле-1 1950-х годов.

В Мельбурне перед обновленными покрышками Pirelli P Zero стоит непростая задача. Срок службы шин на трассе Альберт-парк значительно изменяется по ходу гоночного уик-энда при отложении на асфальте все большего количества резины и постепенного увеличения скорости прохождения круга.

Общее сцепление является ключевым элементом на этой 5,303-километровой полустационарной трассе, гонка на которой состоит из 58 кругов. Команды используют сравнительно высокий уровень прижимной силы, необходимый в условиях быстрой смены поворотов и отсутствия длинных прямых. Недостаточная поворачиваемость на выходе из поворотов представляет особую сложность для шин, так как скольжение может повысить износ, а передняя левая шина подвергается большой нагрузке на протяжении всего круга.

Наиболее сложным с точки зрения работы шин и болидов является второй поворот. Пилоты снижают скорость на 200 км/ч всего лишь за 2,5 секунды на отрезке в 108 метров, при этом на них действует замедление 5G, а передние шины прижимаются к асфальту с нагрузкой 1150 кг.

11-й и 12-й повороты являются ключевыми точками Альберт-парка. Скорость на выходе из поворотов составляет примерно 210 км/ч. Температура нагруженной передней шины (внешней по отношению к повороту) достигает 105°С, внутренняя шина с правой стороны болида испытывает меньшую нагрузку и работает при температуре на 5°С ниже - 100°С. Задние шины нагреваются в этот момент до значения выше 100°С.

Другим важным участком является зона торможения между 14-м и 16-м поворотами, где сильно нагружается передняя часть болида, который затем входит в шикану с узкими прямоугольными поворотами и выезжает на главную прямую. На трассе имеется только одно место, где болиды разгоняются до 300 км/ч на седьмой передаче, и именно на этом участке температура левого заднего колеса достигает своего максимального значения.

Назад