+7(495)38-000-55

Импорт шин в Россию превысил их производство отечественными производителями на 15%

Пресс-служба компании ОАО «Кордиант» распространила аналитический отчет «Российский рынок автомобильных шин по итогам 9 месяцев 2012 года». Основной особенностью развития шинного рынка России по итогам прошедших трех кварталов стало превышение объемов импорта над продукцией отечественного производства, реализованной на территории страны, увеличение производственных мощностей основных игроков рынка и продолжение структурных изменений в ценовой сегментации.

Весь нынешний год аналитики шинного рынка отмечают снижение спроса и ухудшение экономических условий, прежде всего, на рынках развитых стран.

Так, в Европе, из-за медленного экономического роста и снижающегося спроса, по итогам 2012 г. ожидается спад производства легковых шин на 9,7%, грузовых – на 5,6%. Теплая зима и продолжающийся со второй половины 2011 г. спад спроса на легковые шины привел к образованию складских остатков, а сегмент грузовых шин переживает, возможно, худшие времена, показав за первое полугодие 2012 г. спад продаж на рекордные 25%. Резкий спад частично обусловлен высокими продажами в первой половине 2011 г., частично – снижением грузоперевозок и сокращением покупательной способности населения.

В Японии, в связи со снижением спроса в Европе и укреплением йены, сократились экспортные поставки в страны Европы на 13% по итогам 7 мес. 2012 г. В Китае, напротив, по итогам 2012 г. прогнозируется рост производства на 7% в сегменте легковых и 6% в сегменте грузовых шин. Однако, замедление темпов экономики и внутреннего спроса, как ожидается, приведет к росту объемов экспорта. Напомним, что в 2011 г. экспорт шин из Китая составил 155 млн.шт. или 20% мирового экспорта шин и 11% мирового спроса шин.

Несмотря на негативные тенденции на мировом шинном рынке, растущий спрос на рынке России стал основой для роста инвестиций основных игроков в модернизацию и реализацию проектов по вводу новых производств. А снижение спроса в Европе, который привел к образованию складских остатков у крупнейших производителей, спровоцировал рост импорта, что привело, впоследствии, к уверенному росту шинного рынка России по итогам 9 мес. 2012 г.

Рынок шин России, достигший по итогам первого полугодия лучших показателей в посткризисный период, продолжил положительную динамику и в 3 квартале 2012 г. Несмотря на слабую динамику основных макроэкономических показателей, рост рынка шин по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. достиг 15% в натуральном выражении и составил, по данным компании «Кордиант», 49,3 млн.шт. или 211,6 млрд.руб. Относительно первого полугодия 2012 г. рынок прирос на 54% в натуральном выражении.

Основным драйвером рынка по итогам трех кварталов 2012 г. стал импорт, который увеличился на 30%. Для сравнения—по оценке МЭРТ, динамика роста импорта в РФ по всем группам товаров в январе-сентябре составила 3,2% к соответствующему периоду 2011 г.

Импорт шинной продукции превысил производство на территории страны отечественными производителями на 15% в денежном выражении и на 13% в натуральном. Существенный рост импорта отмечается в сегменте легкогрузовых (+65%), легковых шин (+47%) и сельскохозяйственных (+45%) шин. Стоит также заметить, что доля импорта в общем объеме рынка увеличилась до 55% по итогам 9 мес.2012 г.

Существенно увеличили импорт как корейские и китайские производители: так Nexen приумножила объемы импорта в 3 раза (наибольший рост в сегменте грузовых ЦМК и легковых шин), Hankook – на 90% (легкогрузовые шины), Triangle на 40% (легковые, легкогрузовые и с/х шины). Среди ведущих мировых производителей увеличили импорт на 60% компании Continental (индустриальные и с/х шины) и Dunlop (с/х и легкогрузовые шины). Интересен факт, что многие компании диверсифицировали свой продуктовый портфель и вышли на российский рынок в новые для себя сегменты: Nexen в сегмент грузовых ЦМК шин, Triangle и Dunlop – в сегмент с/х шин.

Производство по итогам 9 мес.2012 г. увеличилось на 5%. Западные компании, благодаря растущему спросу на территории России, наращивают производственные мощности. Так, Nokian, запустив вторую производственную линию в августе т.г., увеличила производство на 28% в натуральном выражении. Французская Michelin, в свою очередь, увеличила производство на 40%. Среди отечественных компаний, шинная группа «Татнефти» обеспечила прирост производства по итогам 9 мес. в размере 19%. «Кордиант» готовит к запуску в 4 квартале 2012 года новое производство современных грузовых ЦМК-шин мощностью 650 тыс. в год, а также увеличение выпуска легковых шин на 1 млн. штук на омской производственной площадке.

Компания «Кордиант» ожидает, что на территории России прирост производства легковых шин составит +3%, по сегменту грузовых шин ожидается спад на -2%. В целом, прирост производства по всем группам шин по итогам 2012 г. ожидается на уровне +1%.

Основные игроки продемонстрировали исключительное единение в сокращении объемов экспорта. Результат – спад на 7% по сравнению с аналогичным периодом 2011 г., что объясняется не только растущим спросом на внутреннем рынке и восстановлением после кризиса, но также увеличением экспортных поставок европейских и китайских производителей в страны СНГ (Беларусь, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Украина), что привело к спаду спроса на шины российского производства.

В первую пятерку по доле рынка в РФ по итогам трех кварталов вошли следующие компании: Кордиант (14%), шинная группа «Татнефти» (13%), Nokian (10%), Michelin (9%), Bridgestone (7%).

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года в первой пятерке игроков произошли следующие изменения - увеличение производственных мощностей позволило финской Nokian выйти на третье место, обогнав французскую Michelin. Следует заметить, что Nokian в последние годы значительно улучшила свои позиции на российском рынке, поднявшись с пятого места по итогам 2010 г.

В разрезе групп шин, основную долю как в натуральном, так и денежном выражении, традиционно занимает сегмент легковых шин, который по итогам 9 мес.2012 достиг 63% в структуре рынка. Прирост доли легковых шин по итогам 3 кв.2012 г. в общей структуре рынка составил +9%.

Следует отметить, что сегмент грузовых-комбинированных шин за последние 3 года демонстрирует тенденцию сокращения доли в структуре рынка, что, прежде всего, обусловлено активным переходом потребителей на китайские ЦМК шины. Напомним, что в рынок грузовых шин в 2010-2011 гг. характеризовался реализацией отложенного спроса, который успешно реализовали китайские производители, снизив среднюю стоимость шин. Тем не менее, сегмент грузовых ЦМК шин по-прежнему остается привлекательным для тех игроков, которые ранее не были представлены в данном сегменте – южно-корейская компания Nexen в 3 кв.2012 г. вышла в сегмент ЦМК-шин. По итогам 9 мес. 2012 г. доля грузовых шин сократилась как в общем производстве, так и в импорте.

В третьем квартале продолжилось изменение структуры рынка в разрезе ценовых сегментов - смещение спроса потребителей на более дорогие шины. Сегмент А по итогам 9 мес.2012 г. занимает 39% рынка, прирост к аналогичному периоду 2011 г. составил +4%. Приросту, помимо импорта, способствовало увеличение производства на территории России шин премиального сегмента. Сегмент В также прирос на 2% и его доля составила 33%. Сегмент С продолжает сокращать свою долю, по итогам 9 мес. 2012 сокращение в структуре рынка составило 5%.

Данная тенденция подкрепляется ростом реальных располагаемых денежных доходов населения, снижением уровня безработицы и сменой потребительских предпочтений на более дорогие автомобили.

Примечателен факт, что импорт шин сегмента С вырос на 10% в натуральном выражении, однако в денежном выражении показатель упал на 8%. Это объясняется низкими ценами на продукцию китайских производителей, которые ежегодно увеличивают импорт.

В целом, рынок шин России продолжает динамично развиваться и, по оценкам компании «Кордиант», по итогам 2012 г. может составить более 60 млн.шт. (+10% к 2011 г.). Как ожидается, максимальный прирост продемонстрирует сегмент легковых шин (+12% к 2011 г.) и составит по итогам 2012 г. приблизительно 46 млн.шт. Сегмент легкогрузовых шин прогнозируется на уровне 5 млн. шт. (+9%), грузовые шины превысят 7,5 млн. шт. (+3%), индустриальные и сельскохозяйственные шины достигнут 1,9 млн.шт. (+5%).

Таким образом, российский рынок шин продолжает активное развитие: помимо роста рынка наблюдается качественное изменение его структуры в пользу более дорогой продукции, что делает его одним из самых привлекательных рынков для крупнейших мировых производителей. Слабый спрос в европейских странах и прирост производства в Китае привели к существенному увеличению импортной продукции, в результате чего, доля импортной продукции доминирует над отечественной в структуре рынка. Снижение тарифной защиты в результате вступления России в ВТО будет способствовать дальнейшему росту импорта, в первую очередь шинной продукции из КНР и других стран Азии.

В настоящее время ОАО «Кордиант» является крупнейшим независимым российским  производителем шин, занимает лидирующие позиции на рынке, входит в число 20 крупнейших шинных компаний Европы.

В 2011 году Холдингом реализовано более 9 млн шин, в том числе 6,04 млн легковых и легкогрузовых шин, 2,9 млн шин для коммерческого транспорта. Основными брендами компании являются Cordiant (легковые и легкогрузовые шины) и TyRex (грузовые и сельскохозяйственные шины). Более 20% продукции компании экспортируется в более чем 50 стран мира.

Назад