+7(495)38-000-55

Пол Хембри: «Умение работать с резиной стало одним из определяющих факторов в F1»

Руководитель Pirelli Motorsport Пол Хембри признался, что компания нуждается в более современной технике для тестирования новых составов резины. Напомним, что в начале сезона официальный поставщик резины в Формулу-1 приобрел болид Renault образца 2010 года.

Во второй части интервью бразильской TotalRace, публикуемой на страницах F1News.Ru, Хембри постарался объяснить, почему у команд возникают проблемы с резиной, и как они связаны с тем, что тесты проходят на старом шасси.

TotalRace: В этом году резина играет ключевую роль в результатах. Справедливо ли сказать, что это стало следствием узкого рабочего диапазона шин, или же это объясняется умением гонщиков работать с резиной и особенностями их стиля пилотирования?
Пол Хембри: Это сочетание нескольких факторов. У нас не возникает столь серьёзных проблем с той же резиной, которую мы тестируем на машине 2010 года. Это связано с тем, что шасси Renault, которое мы используем, отличается от современных наличием выдувного диффузора и отсутствием «ступеньки» на носовом обтекателе - т.е. тех решений, которые, по крайней мере, были у топ-команд. Это меняет аэродинамический баланс машины, температуру шин и сказывается на результатах тестов. Проблемы команд обычно связаны с тем, что им не удается прогреть передние шины. Вторая сложность - перегрев задней резины, но основная проблема - с передними шинами.

TotalRace: Вы были к этому готовы?
Пол Хембри: Нет, мы не могли этого заметить на машине 2010 года. Это стало очевидно только на машинах этого года, с которыми мы не работали на тестах.

TotalRace: Судя по имеющимся данным, какие гонщики работают наиболее эффективно с резиной?
Пол Хембри: Всё очень просто - те, кто побеждает в гонках. Это профессионалы, лучшие гонщики в мире. В сущности, если вспомнить историю, у нас никогда не было столь сильного поколения гонщиков. Я знаю, что сравнивать разные эпохи опасно, но если судить по числу чемпионов мира и молодых талантливых гонщиков, мы увидим, что это пилоты высочайшего уровня. Конечно, все они разные, поэтому сложно выбрать из них лучшего. Однако есть те, кто в отличной форме. Легко сказать, что этот сезон - один из лучших в карьере Фернандо Алонсо. Подобные периоды случаются во всех видах спорта.

TotalRace: Связано ли это с агрессивным стилем пилотирования? Например, Бруно Сенна утверждает, что Пастор Мальдонадо лучше работает с резиной, поскольку у него более агрессивный стиль, и он меньше времени тратит на поворот машины. Это справедливое замечание?
Пол Хембри: Сложный вопрос. Некоторые говорят, что те, кто менее агрессивно работают с резиной, добиваются более высоких результатов, и это совершенно противоположная точка зрения.

По-моему, надо быть осторожным при составлении подобных выводов. У гонщиков разные стили пилотирования. Мне понравилась фраза Алекса Вурца: «некоторые пилоты используют педали газа и тормоза как чувствительный инструмент, а другие работают с ними довольно грубо». Пилотаж серьёзно влияет на поведение машины и резины.

TotalRace: Кажется, пилот GP2 Луис Разиа - один из тех, кто отлично понимает шины Pirelli. В Валенсии он стартовал с последних рядов и опередил несколько машин на последних кругах, а в Сильверстоуне одержал победу. Затем он признался, что его секрет в том, что ему удалось сохранить температуру шин на прогревочном круге. Считаете ли вы Луиса одним из тех, кто лучше остальных понимает шины?
Пол Хембри: Это один из тех комментариев, который вы хотите услышать от победителя. Он делает то же самое, что в прошлом году удавалось Роману Грожану. Выйти в лидеры за последние пять или шесть кругов - это для него обычное дело. В этом году в GP2 происходит то же самое. Гонщику надо работать головой и понимать, что происходит. Это, безусловно, пригодится ему в Формуле-1, если он там окажется.

TotalRace: С самого начала прошлого сезона командам было сложно понять поведение резины. В этом году ситуация повторяется?
Пол Хембри: Возможно, нет. Надо признать, что в прошлом году в чемпионате была машина, имевшая существенное преимущество в скорости, а сейчас порой лишь несколько десятых разделяют десяток машин, поэтому умение работать с резиной стало одним из определяющих факторов.

Забавно, что в Венгрии нас критиковали за излишний консерватизм. Тот человек, который обвинял нас в этом, говорил совершенно обратное на тестах. К сожалению, нельзя угодить всем. В Венгрии мы могли бы использовать SuperSoft, но если бы пошел дождь, температура трассы упала бы до +15°, и возник бы вопрос: зачем мы привезли SuperSoft?

Нельзя забывать, что погода постоянно меняется, особенно во время европейской части чемпионата, поэтому надо просчитывать разные варианты. Это не Бахрейн, где вы не сомневаетесь в том, что будет жарко. У нас есть несколько интересных предложений по выбору резины в последних гонках, но мы не изменим составы.

TotalRace: Продолжите ли вы тесты на машине 2010-го года? Не считаете ли её слишком устаревшей?
Пол Хембри: Это единственная машина, которая у нас есть. Конечно, нам бы не хотелось проводить тесты на машине двухлетней давности, но добиться даже этого стоило огромных усилий. Если вы спросите меня, какую машину я рассчитываю получить, я назову шасси этого года - оно гораздо больше нам подходит.

TotalRace: Но вам придется согласовывать это с командами…
Пол Хембри: Они не позволят нам этого. В прошлый раз нам потребовалось полтора года, чтобы прийти к соглашению, и, в конце концов, мы получили машину 2010 года. К сожалению, мы не можем использовать даже прошлогоднюю машину, хотя нам это очень важно, ведь машины сильно меняются из года в год.

Мы работаем над детальными параметрами резины. Сложно угадать с выбором состава, поскольку мы хотим, чтобы резина сохраняла эффективность на протяжении 100 км - в этом случае в гонке используется три комплекта шин. Если вы допустите ошибку, и резина потеряет эффективность через 40 км, то гонка закончится, а это не в наших интересах. Найти оптимальный баланс очень сложно, особенно, если у вас нет подходящей машины.

Назад