+7 (495) 380-00-55

Российский рынок шин: борьба за лидерство

В прошлом году российский шинный рынок окончательно преодолел последствия кризиса. По сравнению с 2010 годом продажи покрышек в России выросли на 30%, а по сравнению с докризисным 2008-м - более чем на 9%. При этом на рынке явно наблюдается сдвиг в сторону премиального сегмента и импорт растет опережающими темпами, отмечает ежедневная деловая газета РБК daily в опубликованной сегодня аналитической статье.

Согласно аналитическому отчету, подготовленному компанией «Кордиант» (именно так с 3 апреля 2012 года называется холдинг «Сибур - Русские шины»), в 2011 году российский шинный рынок превысил докризисные показатели. В натуральном выражении емкость рынка выросла на 30%, до 55,5 млн штук, в денежном — на 37%, до 213,6 млрд рублей.

Лидерами на рынке остаются отечественные компании. В денежном выражении доля «Сибур-РШ» по итогам 2011 года составила 13,4%, «Нижнекамскшины» - 10,13%. «Компания «Сибур - Русские шины» стала лидером рынка за счет развития в продуктовом портфеле востребованной брендированной продукции», - говорится в сообщении холдинга.

Однако понемногу российские производители сдают позиции: в 2010 году «Сибур-РШ» и «Нижнекамскшина» занимали на рынке по 15%. В «Кордианте» это объясняют прежде всего опережающими темпами роста импорта. В 2011 году он увеличился почти в полтора раза (на 49%) и достиг 26 млн шин, что составляет около 47% российского рынка. «Кроме того, сокращение рыночных долей отечественных шинников связано со смещением спроса в более высокие ценовые сегменты на фоне роста доходов населения», - добавляет Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала». Действительно, признают аналитики «Кордианта», обращает на себя внимание опережающий рост сегмента А: +51% в натуральном выражении и +64% в стоимостном. В результате доля сегмента А на российском рынке выросла с 26% в 2010 году до 31% в 2011-м в штучном выражении и с 37 до 42% в стоимостном.

Впечатляющие темпы роста в 2011 году показала финская компания Nokian Tyres. По подсчетам «Кордианта», ее доля на рынке увеличилась с 4 до 9,3%. «Среди основных конкурентных преимуществ, которые позволили компании добиться таких результатов, сильный бренд, высокое качество выпускаемой продукции, масштабное локальное производство и мощная система дистрибуции», - говорит гендиректор российского подразделения Nokian Tyres Андрей Пантюхов. При этом,  отмечает он, по оценкам самой Nokian Tyres, ее доля на российском рынке только в натуральном выражении превысила 10% в 2011 году, а в денежном выражении она значительно больше.

Лидером среди зарубежных шинников в 2011 году оказалась французская Michelin. Несмотря на скромные объемы производства внутри России, компания увеличила долю на рынке с 8,3 до 9,9% и обошла по этому показателю Bridgestone. «Традиционно имея сильные позиции в сегменте летних шин, в 2011 году мы существенно укрепили позиции и на рынке зимних шин, расширив наше предложение сразу двумя новинками - шипованными и нешипованными шинами для вседорожных автомобилей Michelin Latitude X-Ice North 2 и Michelin Latitude X-Ice 2 соответственно», - поясняет Тьерри Шиш, гендиректор Michelin в России и СНГ. Кроме того, компания усилила коммерческое присутствие в России благодаря развитию дистрибуции.

Небольшим сюрпризом стало появление в топ-15 лидеров российского рынка китайской компании Hangzhou Zhongce Rubber. «Высокие темпы роста и хороший долгосрочный потенциал российского рынка обусловили его привлекательность для зарубежных производителей, в том числе китайских. Нет ничего удивительного в том, что они стремятся занять долю рынка», - говорит Владимир Беспалов. Однако российские производители предупреждают, что у дешевизны китайских покрышек есть и обратная сторона: если бы они полностью соответствовали требованиям, выдвигаемым к продукции на рынках западных стран, в том числе по безопасности и экологичности, то их цена была бы выше.

Назад