+7(495)38-000-55

Анализ работы российского рынка шин в первом полугодии 2011 года

В своем промышленном обозрении «Российская  Бизнес-газета»  подводит итоги первого полугодия 2011 года на российском рынке автомобильных шин и с помощью специалистов шинной отрасли делает их краткий анализ.

По итогам первого полугодия 2011 года российский рынок автомобильных шин оценивается в 55,4 млрд руб. Суммарный объем поставок автомобильных шин всех видов составил 17,8 млн, штук, что на 21 процент превысило показатели аналогичного периода 2010 года (14,7 млн штук). Эта положительная динамика позволила экспертам сделать вывод, что после пикового кризисного падения спроса в первом квартале 2010 года рынок встал на путь восстановления.

Впечатляющие объемы прироста объясняются не только низкими показателями 2010 года (в первом полугодии 2010 года на рынок РФ было поставлено на 47% меньше шин, чем в 2009-м), но и сформировавшимся в ушедшем году фактором отложенного спроса, который начал оказывать влияние на шинный рынок уже в январе 2011-го. Тем не менее, несмотря на очевидный рост, текущие рыночные показатели серьезно уступают уровню 2007-2008 годов и соответствуют показателям пятилетней давности.

В первом полугодии 2011 года на российский рынок было поставлено 13,1 млн шин для легкового транспорта (на 16% больше, чем 2010 году), грузовых шин - 2,4 млн штук (на 38 процентов больше, чем в 2010 году), шин для легкой коммерческой техники - 1,8 млн штук (на 30 процентов больше, чем 2010 году), шин для сельскохозяйственной и индустриальной техники - 0,5 млн штук (на 47% больше, чем в 2010 году). Резкая положительная динамика в сегменте грузовых шин во многом объясняется значительным по сравнению с другими сегментами объемом сокращения в 2010 году, считают аналитики. Если сегмент легковых шин потерял за прошедший год в целом 35 процентов, то сокращения в сегменте грузовых шин составили более 40 процентов.

«Существенных изменений в рыночной структуре не произошло - основную долю на рынке занимает продукция, предназначенная для легкового транспорта, - 74 процента, - говорит заместитель генерального директора по технологии компании «СИБУР - Русские шины»  Штефан Прекоп. - За первое полугодие текущего года в Россию было импортировано 7,5 млн шин. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года объем импорта вырос на 16 процентов. В рассматриваемый период российскими производителями было отгружено более 10 млн шин, что почти на 24 процента превысило аналогичный показатель годичной давности».

Одной из основных причин, объясняющих падение доли импортной продукции, эксперт назвал низкую покупательную способность национальной валюты, сохраняющуюся после произошедшей в начале кризиса девальвации. Частично это подтверждается динамикой экспорта шин из России - в первом полугодии 2011 года объем поставок на внешний рынок вырос на 59 процентов по сравнению с первым полугодием 2010 года.

«При анализе шинного рынка в разрезе ценовых сегментов следует отметить, что по итогам января - июня 2011 года на российский рынок было поставлено всего 4,2 млн шин премиального сегмента, что на 13 процентов меньше объема аналогичных поставок в первом полугодии 2010 года, - отмечает зам. генерального директора «Нижнекамскшина»  Ирек Хафизов. - Объем поставок шин сегмента «В»  за тот же период текущего года превысил показатели 2010 года на 37 процентов и составил 5,4 млн штук. Емкость российского рынка шин нижнего ценового сегмента в первом полугодии 2011 года составила около 8,1 млн штук, что также на 37 процентов выше уровня января - июня 2010 года. Эти данные однозначно говорят об ослаблении рыночных позиций премиального сегмента и тенденции перехода потребителей в более низкие сегменты «В»  и «С».

В результате в структуре шинного рынка произошли заметные изменения.

«Так, доля сегмента «А», составлявшая в первом полугодии 2010 года 33 процента от суммарной емкости рынка автомобильных шин в РФ, по итогам января - июня текущего года достигла лишь 24 процентов, - продолжает Ирек Хафизов. - Сегмент «В»  смог несколько улучшить свои позиции, заняв в первом полугодии 2011 года 30 процентов от общей емкости рынка, по сравнению с 27 процентами в аналогичный период годом ранее. Доля нижнего ценового сегмента увеличилась с 40 процентов в первом полугодии 2010 года до 45 процентов в первом полугодии текущего года. Основываясь на этих показателях, можно сделать вывод, что на рынке пока сохраняется сформировавшаяся в пиковый кризисный период тенденция ориентации потребителя на шины более низкого ценового сегмента. Все значимые изменения в структуре ключевых игроков на российском шинном рынке в рассматриваемый период были связаны с коррекцией долевого соотношения его ценовых сегментов. Особенно это заметно при сопоставлении рыночных параметров, рассчитанных на основе натуральных, а не денежных показателей. В итоге текущую рыночную ситуацию можно описать следующим образом: растет рыночная доля тех компаний, в продуктовом пакете которых велика доля бюджетных шин, и сокращается доля игроков, сосредоточенных на импортных поставках в Россию продукции, относящейся к верхней границе премиального диапазона. Так, в текущий период заметно сократились доли таких значительных игроков на российском шинном рынке, как Bridgestone и Continental».

По итогам I полугодия 2011 года за счет большой доли в структуре продаж относительно более дорогой, брендированной продукции сегмента «В»  лидировала компания «СИБУР - Русские шины». На втором месте находится другой крупный игрок российского рынка - компания «Нижнекамскшина». По количеству реализуемых шин нижнекамцы превосходят сибуровцев, но в продуктовом пакете Нижнекамскшины превалирует сегмент «С», что соответствующим образом отражается на стоимостном объеме продаж. Известный бренд, рублевые издержки производства и отсутствие таможенных платежей ввиду локализации производства в России позволили выйти на третью позицию компании Michelin.

«Сохранение потребительского интереса к непремиальной продукции, последствия девальвации рубля, а также действия правительства по стимулированию отечественного автопрома создали российским производителям благоприятные условия для развития на внутреннем рынке, - резюмирует Штефан Прекоп. - По данным за январь - июнь 2011 года, три крупных российских игрока шинного рынка - СРШ, «Амтел»  и «Нижнекамскшина»  - сумели значительно увеличить объем своих поставок на внутренний рынок. По сравнению с первым полугодием прошедшего года СРШ увеличил объем поставок на российский рынок на 23 процента, «Нижнекамскшина»  - на 35 процентов».

Назад