+7(495)38-000-55

О модернизации российских производств Nokian Tyres из первых уст

Что такое модернизация по-российски? Это значит, что зарубежные инвесторы имеют в России производство современнее, чем у себя на родине. Это когда продукцию российского «новичка» поставляют на экспорт в 35 стран мира. И кто после этого осмелится сказать, что русские не хотят работать?

О специфике промышленной модернизации в России порталу «Управление производством» рассказал Александр Уставщиков, директор по производству и техническому обеспечению Nokian Tyres Россия.

– Александр, о темпах, которыми развивается Nokian Tyres в России, можно сказать «производственные линии растут, как грибы». Запуск девятой линии прошел без эксцессов? Может быть, десятую линию удастся запустить досрочно?
 
– Запуск девятой линии на заводе Nokian Tyres во Всеволожске прошел успешно и в запланированные сроки. Сейчас на ней установлены 3 новые сборочные машины TBM VMI MAXX, которые обеспечивают увеличение производительности девятой линии на 50% по сравнению с существующими линиями на заводе Nokian Tyres во Всеволожске. 8 линий производят по 1 миллиону шин в год, а 9-ая уже полтора. Такой же производительностью будет обладать и 10-ая линия, монтаж которой уже находится на завершающей стадии. В результате к концу 2011 года производительность завода Nokian Tyres в России будет составлять 11 миллионов шин в год. Причем на этом наше развитие не закончится. Уже сейчас идет предстроительная подготовка участка под дополнительные мощности. Новый завод откроется уже летом 2012 года, а в течение 2013-2014 годов будет наращивать производственные мощности. Его производительность составит порядка 5-6 миллионов шин в год.
 
– Вы, конечно же, неоднократно посещали завод Nokian Tyres в Финляндии.  Скажите, подходы к модернизации и оснащению производства в России имеют свою специфику или идентичны финским?

– К сожалению, многие компании, открывая свои производства в России, идут по такому пути, когда на новое производство поставляется старое оборудование, снятое с завода где-нибудь в Европе и находившееся в эксплуатации уже определенное количество лет. А иностранные производства, в свою очередь, оснащаются более современным оборудованием.
Когда в 2005 году открывался завод Nokian Tyres в России, было принято решение, что здесь будет установлено только новое, самое современное оборудование. В результате сегодня Nokian Tyres во Всеволожске – это самый современный шинный завод в Европе, где практически все процессы автоматизированы, и человеческий фактор в вопросах качества продукции сведен к минимуму.
Завод во Всеволожске является основным производственным ресурсом компании и уже сейчас обгоняет своего финского коллегу почти в два раза по объемам производимой продукции. Сегодня максимальная мощность завода в Нокии в Финляндии составляет шесть миллионов шин в год, поэтому именно Всеволожский завод в первую очередь получает все инновационные разработки в области производственных процессов. Именно отсюда шины для легковых автомобилей поступают на экспорт в 35 стран мира, в том числе в США и Канаду, Западную Европу, и даже в страны Скандинавии и саму Финляндию.

– Первый завод начал свою работу в 2005 году. Как известно, вы планируете запустить новый завод Nokian Tyres в России в 2012 году с дальнейшим наращиванием объемов производства до 2014 года. Какие принципы и подходы закладываются в основу модернизации при открытии новых линий и производств на данном этапе? Претерпели ли они какие-то изменения по сравнению с подходами 2005 года? 
 
– Подходы не изменились. Новое производство по-прежнему будет оснащаться лучшим оборудованием, которое только есть на рынке, и тем, которого на нем еще нет. Например, сборочные машины TBM VMI MAXX уникальны, в данный момент они есть только во Всеволожске. В процессе их разработки мы плотно сотрудничали с компанией-производителем, которая при их создании учла все наши пожелания. Это сотрудничество продолжится и в дальнейшем.
 
– Какова структура инвестиций российских проектов?
 
– Общие инвестиции в завод Nokian Tyres в России с 2004 года до момента окончания строительства второго завода  составят порядка 750 миллионов евро.

– Какие новые технологии и методы управления производством при интенсивном наращивании производственных мощностей применяются в Nokian Tyres?

– На заводе Nokian Tyres во Всеволожске на всех этапах производственного процесса применяется система организации и управления производством Канбан. Это саморегулирующаяся карточная система, которая выполняет роль регулятора производственных процессов.  Она позволяет отслеживать запасы сырья и компонентов, благодаря чему сотрудники на всех этапах производственного процесса могут оперативно получать информацию и наблюдать полную картину текущей ситуации. В результате они могут регулировать свой рабочий процесс в соответствии с необходимыми на данный момент потребностями производства.

– Расскажите, пожалуйста, какие этапы входят в процесс модернизации российских производств Nokian Tyres, благодаря последовательности которых у менеджмента получается  осуществлять планы в намеченный срок и в дальнейшем предлагать рынку продукцию надлежащего качества?

– Несмотря на то, что заводу Nokian Tyres во Всеволожске всего 6 лет, и при его открытии здесь было установлено только новое современное оборудование, мы уже проводим процесс модернизации, чтобы обеспечить предприятие самыми последними достижениями в области производственного оборудования. Например, на сегодняшний день 1-ая и 2-ая линии, с которых начинал свою работу завод, уже были модернизированы и оснащены системой автоматической передачи шин, а также был реализован проект по увеличению производительности прессов вулканизации. 

– Как у вас построен процесс подготовки, обучение кадров для новых производств? С кем в этом плане вы сотрудничаете?

– На заводе Nokian Tyres во Всеволожске есть специальная должность – технический тренер. Это лучшие сотрудники производственного отдела, которые много лет проработали в компании и досконально изучили особенности работы на различном оборудовании во всех цехах завода. Теперь они стали внутренними тренерами и не только преподают теоретический курс, рассказывая об основных принципах работы оборудования и устройстве различных машин, но и на практике показывают новичкам, как происходят те или иные производственные процессы и занимаются с ними на их будущих рабочих местах.
Кроме того, важную роль в обучении играет система наставничества – форма обучения, при которой к новому сотруднику прикрепляется наставник из числа опытных операторов, который обладает опытом для того, чтобы обучить новичка основам работы на данной должности или оборудовании.
Помимо этого инженерно-технический персонал проходит обучение непосредственно в компаниях-производителях оборудования, также инженеры и технологи отправляются на стажировки в город Нокиа на финский завод Nokian Tyres, который является технологическим центром концерна, где изучают стандарты качества продукции Nokian Tyres.

– Какими критериями вы руководствуетесь при подборе инженерного состава и производственных рабочих?

– Nokian Tyres – единственный шинный завод в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. А установленное здесь оборудование является уникальным, и готовых специалистов, способных сразу на нем работать, на рынке труда просто нет. Поэтому основные критерии для нас – это опыт работы на высокотехнологичном автоматизированном оборудовании разного типа, способность и желание обучаться.

Назад